47. Предписание ген.-фельд. Паскевича ген.-адъют. Стрекалову о подавлении восстания в Джаро-Белоканах.

8 ноября 1830 г.

Вчерашнего числа я получил донесение в. п. от 15 числа октября за №№ 19 и 30 в рассуждении быстро распространяющегося возмущения в Лезгино-Джарской области и о тех мерах, кои вы принимаете к прекращению такового народного восстания.

Сообразив все обстоятельства сего дела с распоряжениями в. п., нужным считаю с своей стороны изложить на сей предмет следующее:

1. Мне кажется, что упомянутое всеобщее восстание могло произойти не иначе как от дурного управления народами или худой дисциплины в войсках там расположенных, ибо благоприятное положение, в котором я оставил Лезгино-Джарскую область в июне месяце с. г. отнюдь не предвещало, чтобы тамошний народ мог быть столь сильно ожесточен против нас. Останавливаясь на такой догадке, я покорнейше прошу вас исследовать это дело, в изъясненном мною отношении. [84]

2. Полагаю также, что умножению дерзости и буйства лезгин немало способствовали нападения, учиненные ими в превосходных силах на наши отдельные и слабые команды, находившиеся в прикрытии рабочих и фуражиров. Как бы отряд не был мал, но всегда должно иметь правилом отделять с прикрытиями не менее двух орудий и особенно, если число сих последних достаточно, так как при войсках, расположенных в Закаталах, где равномерно для успешнейшего прекращения бунта и принятия лучших оборонительных мер надлежало бы на время остановить и крепостные работы.

3. С мнением в. п. относительно необходимости истребить до основания сел. Закаталы, как гнездо мятежа вечной ненависти России, я совершенно согласен, но мысли мои о потребных в сем случае действиях вовсе различны.

В настоящее время, когда возведены укрепления в Новых Закаталах, означенное селение удаленное от нашей крепости только на 3 версты, не есть уже более тот важный и опасный оплот, на который лезгины полагали некогда всю свою надежду. Ущелье, в коем расположено оное не имеет особенного превосходства в обороне и доступ к нему возможен. При движении туда нужно оставить в кр. Новых Закаталах до 1500 человек, а с прочими войсками действовать на один из флангов неприятеля; подобные маневры весьма скоро заставят его оставить неприступную свою позицию. Подходить же вперед по лощине и рубить лес, как в. п. намерено было делать, есть способ гораздо опаснейший, ибо в таком случае представятся неприятелю все средства не только действовать вам во фланг на половину ружейного выстрела, но даже и обойти отряд ваш в тыл. Точно так и построение укреплений на дорогах, ведущих от Закатал в Белоканы и Талы, как вы сии предполагали, не принесло бы никакой пользы, ибо нельзя преградить путь людям, кои не имея никаких тягостей, могут везде проходить свободно.

Напротив гораздо лучше было бы по оставлении 1500 человек в Новых Закаталах с остальными занять селения Кахетии или Белоканы, через что у неприятеля отнимутся средства к продовольствию и он неминуемо принужден будет раскаяться; оттуда равномерно можно действовать во фланг к Старым Закаталам.

4. Не могу согласиться, чтобы неприятель в состоянии был отнять воду у гарнизона Новых Закатал 54, ибо ключи и колодцы есть в самой крепости; ну как число войск, ныне там собранных, простирается до 8 тыс. человек, то, по возможности, поместить всех среди стен, без сомнения должно занять ближайший к крепости лагерь. [85]

5. Что касается до воззвания сделанного в.п. в той части народа Лезгино-Джарской области, которое именуется Ингело или Енисели, а равно и относительно поступления с прочими джарцами, я совершенно одобряю мнение ваше. При нынешних обстоятельствах не должно более щадить лезгин, и потому предлагаю вам все дома, находящиеся в селении Джарах, Белоканах, Катехах, Талах и Мацехах, жители коих подняли против нас оружие и которые по усмотрению не нужны будут для войск наших, срыть до основания, а скот и все имущество тех лиц отдать на разграбление ингилям, ениселям и грузинской милиции, каковую собрать немедленно и занять ею все лезгинские селения. Самих же лезгин, также как их жен и детей, брать в плен и отправлять в Тифлис, где содержать на арестантском положении, ожидая насчет их моего разрешения.

6. Представляю также усмотрению вашему, нельзя ли будет вместо изложенного в предыдущем пункте всеобщего истребления жилищ бунтовщиков разорить только те дома и сады, кои препятствуют свободному и безопасному сообщению войск наших через лезгинские селения, а остальные затем отдать в собственность грузинам, обязав их по занятию упомянутых домов защищать их как свое достояние. Но в сем случае потребно вызвать для того охотников и отдать лезгинские имущества таким лицам, которые по своей значительности и многолюдству семейств могут иметь столько рук, что в состоянии будут удержать в своей власти упомянутые приобретения. Для этого я полагаю достаточным, в каждом семействе охотников по три или четыре вооруженных.

7. С тем вместе разрешаю в. п. главнейших виновников возмущения предать военному суду и по окончании оного в 24 часа расстрелять для примера до 25 человек. Прочих же изобличенных по сему же делу содержать в Тифлисе, заковав в железо.

8. Из Ингели и Енисели прикажите сформировать ополчение, разделив оное для порядка на сотни и если наберется до 1000 человек, то разделить таковых на два полка и дать в каждый чиновника нашего для начальствования.

9. Лезгинам, не участвовавшим в возмущении, воспретить носить оружие, кроме одного кинжала, и чтобы отличить за тем мятежников от других, нужно объявить, что позволяется носить оружие не иначе, как только по печатным билетам на русском диалекте, без коих встречающихся с оружием брать под стражу и отправлять в Сибирь. Сие однако же не приводить до тех пор в исполнение, покуда не [86] будут выданы билеты, что приказать исполнить как можно скорее.

10. Если в. п. усмотрите, что ген.-м. Сергеев не может в полной мере соответствовать сей важности настоящего его назначения, сопряженного со столь разнообразными и иными сложными обязанностями, то разрешаю вам в таком случае по управлению Лезгино-Джарской области заменить его ген.-м. гр. Симоничем.

Оканчивая сим тех мер, кои в. п. решили предпринять для решительного и скорейшего восстановления совершенного порядка и спокойствия Лезгино-Джарской области, я прошу вас обо всем, что вследствие сего будет сделано вами, подробно донести мне.

ЦГВИА, ф. ВУА, 6239, ч. II, лл. 28—31. Копия.


Комментарии

54. 1 марта 1830 г. была заложена крепость Нов. Закаталы, учреждена Джаро-Белоканская область, начальником которой был назначен ген.-м. Бекович-Черкасский.