398. Журнал военных происшествий в Прикаспийском крае с 22 по 29 августа 1854 года.

29 августа 1854 г.

20-го августа рота Дагестанского пехотного полка, вышедшая на фуражировку из Аймакинского укрепления к стороне Кудуха, была встречена ружейным огнем конной партии, показавшейся на кудухских горах. После перестрелки продолжавшейся около получаса, во время которой хищники потеряли несколько человек от меткого штуцерного огня, они стали удаляться и, преследуемые пехотою и конными аймакинскими жителями, вскоре рассеялись, и скрылись в окрестностях Кудуха.

С нашей стороны в этой перестрелке ранен один и контужено 5 нижних чинов.

22-го августа команда охотников 2-го бат. Апшеронского пехотного полка в числе 40 человек нижних чинов, под начальством прап. Ставрова, наблюдавшая дорогу с Кутишинских высот к Ходжалмахинскому укр., заметила на рассвете конную хищническую партию в числе 60 человек, поднимавшуюся по дороге на Кутишинские высоты. [647]

Подпустив партию на ближний ружейный выстрел, охотники встретили ее двумя залпами.

Хищники, приведенные в смятение метким и неожиданным огнем, подхватили своих раненых и убитых и быстро обратившись назад рассыпались и побежали по направлению к Гергебилю.

В это время они были замечены из Хаджалмахинского укр., откуда для преследования их вышли l 1/2 роты 4-го бат. Самурского пехотного полка под командою поруч. Радецкого и конные и пешие хаджалмахинские жители.

С Кутишинских высот вслед за партией были направлены по распоряжению полк. Асеева сотня Дагестанского конно-иррегулярного полка, конная акушинская милиция под начальством подпоруч. Быкова и 2-я гренадерская рота Апшеронского полка под командою поруч. Курилова.

Хищники были настигнуты нашею конницею по дороге к Гергебилю в 5-ти или 6-ти верстах от спуска с Кутишинских высот и, пользуясь чрезвычайно изрытою и пересеченною местностью, отступали отстреливаясь.

Желая их окончательно смять, конница, впереди которой были Хаджалмахинские жители, бросилась на них в шашки, но в это время была в свою очередь атакована толпою конных горцев в числе 800 человек при нескольких значках, которая, выехав совершенно неожиданно из засады, ударила всею своею массою на передовые части нашей конницы. В то же время сперва из балки показалось до 700 человек пеших горцев, которые открыли довольно сильный ружейный огонь.

Между тем самурцы, вышедшие из Хаджалмахинского укр. совершенно налегке, имея подсумки прямо на рубашках, шли бегом, нисколько не отставая от конницы.

Видя атаку, произведенную несоразмерным числом неприятеля на главные части нашей кавалерии, поруч. Радецкий быстрым движением влево занял высоты против правого фланга неприятельской конницы, не более как в полутораста шагах открыл по ней сильный штуцерный и ружейный огонь, и дав время оправиться конным хадлажмахинцам и акушинской милиции, вместе с ним стал теснить приведенного в замешательство и потерпевшего большую потерю неприятеля. В это время догнал милицию поруч. Курилов с 2-ю гренадерскою ротою Апшеронского полка, которая спустилась без дороги и напрямик к месту перестрелки.

Полк. Асеев, следивший за ходом дела с Кутишинских высот, начал спускаться к Гергебилю с бат. пехоты, взводом единорогов и остальною кавалериею, с тем, чтобы отрезать горцев от Улликале и поставить их между двух огней. [648]

Горцы, видя неудачу своего замысла, теснимые попеременно обходами самурских стрелков и застрельщиков и атаками конной милиции, отступали к Гергебилю медленно, подбирая своих убитых и раненых, но движение полк. Асеева заставило их обратиться в совершенное бегство. Они бросились по направлению к Куппе и, переправившись в беспорядке под нашими выстрелами через Койсу, левым ее берегом побежали к Улликале.

В этом деле с нашей стороны ранено нижних чинов трое, из хаджалмахинских жителей убито 2, ранено 6, акушинской милиции 2-е и конно-иррегулярного полка — 4 всадника.

Потеря неприятеля весьма велика. Кроме нескольких тел и большого числа лошадей, оставшихся на месте, горцы успели перевести через Койсу до 30-ти убитых своих товарищей и весьма много раненых.

Успех этого дела, по засвидетельствованию полк. Асеева, я отношу к отличной распорядительности Самурского пехотного полка поруч. Радецкого, успевшего встретить вовремя первый натиск горцев и уничтожить тем замысел кикунинского наиба Абакар-Хаджия, имевшего в виду заманить нашу конницу на засаду, к храбрости, быстроте и неутомимости 4-й гренадерской и 10 мушкетерской рот Самурского полка, к отважности и быстроте подпоруч. Быкова, командовавшего конною милициею и распорядительности Апшеронского пехотного полка поруч. Курилова и прап. Ставрова.

ЦВИА, ф. ВУА, д. 6644, лл. 82—84. Подлинник.