368. “Журнал военных действий чеченского отряда с 6 по 16 июля”.

16 июля 1852 г.

6-го июля. 1 и 4 бат. Навагинские переправились через Сунжу и прикрывали рабочих, высланных для вырубки леса в углу между этой рекою и Ассою. Пользуясь густотою леса, в который нельзя даже было ввести горных единорогов, неприятель близко подходил к нашей цепи и перестреливался с нею, но не нанес нам никакого вреда.

7-го июля. Сближаясь пребыванием моим в Закан-Юрте с наблюдательным отрядом при Назране и летучими отрядами Моздокским и Константиновским, счел я удобнейшим непосредственно руководствовать начальникам оных, не вменяя им в обязанность относиться со мною через Владикавказского коменданта полк. Мирского, временно заступившего место покойного ген. Пирятинского.

Чтобы лично дать некоторые наставления командующему Назрановским отрядом подполк. Нестерову, а также чтобы не приучить чеченцев видеть малые наши отряды, постоянно остающимися на одном месте, предписал я подполк. Нестерову, выступив с частью своего отряда из Яндырки, придти через Казак-Кичу в Эвкан- Юрт, а м. Круковскому с моздокским отрядом придвинуться к тому времени к Казак-Кичу.

Ночью чеченцы, подкравшись по правому берегу Сунжи на довольно близкое расстояние от лагеря, сделали по оному несколько залпов. Три или четыре выстрела картечью заставили их удалиться.

8-го июля. 1-й баталион Навагинского полка отправлен с повозками конно-подвижного транспорта в кр. Грозную для принятия продовольствия. В лагере было все спокойно, большая часть сборища чеечнцев разошлась. Земляные работы и укрепление продолжаются. [616]

9-го июля. В два часа пополудни прибыл к отряду подполк. Нестеров с семью ротами Волынского полка, эскадроном малороссийских казаков, несколькими конными назрановцами и ингушами, двумя легкими и одним подвижным орудием. На дороге к Казак-Кичу встречал он небольшие толпы чеченцев и перестреливался с ними. Потери с нашей стороны не было, а находившиеся при отряде назрановцы отбили у чеченцев шесть пар волов, которые отданы войскам на порцию. К вечеру возвратился из Грозной с провиантом посланный туда 1-й бат. Навагинского полка.

10-го июля. Присоединился к отряду остававшийся в Черномории 3-й баталион Навагинского полка. Получено известие, что чеченцы снова собираются, и что Ахверды Магома, встречая часто неповиновение, просил Шамиля прибыть в Чечню.

11-го июля. Отряд подполк. Нестерова выступил обратно в Яндырку и с ним послано приказание м. Круковскому также возвратиться на прежние места своего расположения. Во время фуражовки показывалась неприятельская кавалерия, но выстрелы из орудий удерживали ее в отдалении.

12-го июля. Лазутчики дали знать, что чеченцы опять собрались в довольно большом числе и намерены напасть нынешний день на наших фуражиров. Приняты все меры к их отражению, и когда фуражиры выступили ,то человек около 200 конных чеченцев бросились было из леса на порционный скот, пасшийся близь лагерной цепи, но несколько выстрелов и прибытие казаков их рассеяло. Тогда, взяв часть кавалерии, пошел я с нею на подержание фуражиров, если б они были атакованы. Однако неприятель не решился показаться и оставался в опушке над берегом реки.

13-го июля. На правом берегу Сунжи на поляне около разоренного в прошлом году аула Мати-Ирзу заготовлено было чеченцами большое количество прекрасного строевого леса. Лес этот нужно было перевести в лагерь для построек помещения гарнизона. Кроме того, заметив, что в продолжение нескольких дней чеченцы укрепляли земляными насыпями и засеками небольшой ... 217 на мысу впереди позиции и курганы около Мати-Ирзу, не хотел я им позволить продолжать эти работы, а потому в 6 часов утра, взяв четыре баталиона пехоты, 50 казаков, шесть горных и два легких орудий, переправился я на правый берег Сунжи. Но чтобы при этом движение быть тотчас в готовности атаковать неприятеля и на левом берегу у реки, если б он решился тут [617] показаться, как то случилось 3-го числа, то, определив два баталиона собственно на защиту лагеря, остальным двум баталионам, кавалерии и 6 орудиям приказал быть в готовности выступить по первому потребованию.

Перейдя через Сунжу, войска тотчас же приблизились к аулу, выгнали из него неприятеля, взяли укрепленный курган, и 2 баталиона заняли опушку по ту сторону поляны, а третий бат. стал в лесу над Сунжею, чтобы прикрыть работы с левой стороны.

Тогда все повозки конно-подвижного транспорта взяты также на правый берег Сунжи и началась накладка к перевозке леса. К 12 часам 400 огромных бревен подвезены были к реке и часть их переправлена на сию сторону.

В продолжение работ собравшиеся в лесу толпы горцев вели довольно сильную перестрелку с баталионами, занимавшими опушку и даже несколько раз бросались в шашки на цепь и резервы. В то же время конные чеченцы выскакивали на курганы против лагеря, чтобы высмотреть, не ослаблен ли он войсками и не представляется ли возможность напасть на него, но попытки нападения не было.

Когда уже работы кончались, то прибывшая вода сорвала мост на Сунже. Удостоверившись, что возвышение воды не уничтожило еще брода, начал я отступление. Только из опушки леса дали чеченцы несколько залпов, но далее войск наших не последовали.

Сегодняшний день потеряли мы одного убитого, пять раненых и двух контуженных. Вечером получено известие, что у неприятеля убито 3, а ранено 13 человек. К 6 часам вечера сорванный поутру мост был снова наведен.

14-го июля. Работы в укреплении находятся в следующем положении: ров доведен до настоящей глубины, вал и большая часть бруствера насыпаны, и через несколько дней получат определенный профиль, и тогда приступлено будет к очистке рва и крепостей и к одежде находящих углов дерном. Внутренняя же крутость бруствера одевается дерном по мере возвышения бруствера. Для фундамента порохового погреба и для печей в жилых строениях делается кирпич. С нынешнего дня началась распилка бревен.

15-го июля. В окрестностях лагеря начинает показываться между чеченцами довольно большое число горцев, и лазутчики дали знать, что до 200 человек мюридов прибыли к Ахверды Магома.

ЦГА ДАССР, ф. 133, оп. 4, д. 6, лл. 45—46. Копия.


Комментарии

217. Слово неразборчиво.