285. Донесение ген.-л. Лабынцева ген.-адъют. Воронцову о намерениях Сулеймана Эфенди изменить Шамилю.

26 июня 1846 г.

В. с. изволили вручить мне письмо некоторых жителей Малой Чечни, испрашивающих дозволения переселиться к нам равно и о принятии под покровительство ваше Сулеймана Эфенди, который был послан Шамилем на правый фланг [520] наш для возмущения тамошних горцев. Согласно приказанию в. с. я употребил все меры войти в сношение с Сулейман-Эфенди. Сейзас он приезжал к аванпостам нашим. Он объявил: 1. Что не только он, но и самые важные из лиц, при Шамиле состоящих, Джамал-Эдин — главнейший из толкователей закона Магомеда и бывший Казикумухский кадий Магомед готовы оставить Шамиля, если только правительство наше дозволит им отправиться в Мекку.

2. Что Сулейман и упомянутые лица не довольны Шамилем за то будто бы, что он, нарушив духовные законы, управляет ими силою светской власти, противной корану. 3. что с оставлением Шамиля, они подорвут влияние его в горах, объявлением его отступником корана, недостойным наследником Магомеда.

и 4. что Сулейман, по получению испрашиваемого им у в. с. разрешения, немедленно с семейством своим переселится к нам в Большую Кабарду впредь до отправления в Мекку, куда желает удалиться потому еще, что не предвидит спокойствия в Кабарде, влиянию Шамиля уже подвергшейся.

Представляя все сие на благоуважение в. с, честь имею испрашивать приказания.

Осмеливаюсь присоединить при сем мнении мое, что я полагал бы неудобным дозволить Сулейману переселиться в Кабарду, смежною с народами правого фланга, которых еще в недавнем времени он возмущал против нас. Но во всяком случае нахожу весьма полезным удалить его от Шамиля и дозволить ему уехать в Мекку.

ЦГА. СО АССР, ф. 104, оп. 1, св. 1, л. 7. Копия