150. Письмо ген.-м. Клюки фон Клугенау ген.-адъют. Граббе о причинах неудачи сбора милиции в шамхальстве Тарковском.

20 августа 1840 г.

В начале этого года шамхал Тарковский изъявил сам желание в доказательство своего усердия к русскому престолу назначить из своего владения 500 человек конной милиции на экспедицию этого года; милиционеры эти средствами жителей должны были быть содержаны в лучшем виде, на каждых 10 человек предположено было иметь одну вьючную лошадь, словом, предположение это имело хорошую цель. Зная обременительные повинности жителей шамхальского владения, я мнением положил уменьшить число милиционеров в половину, и впоследствии начальник Отдельного Кавказского корпуса в сношении своем ко мне уведомил меня, что е. высокопр. [274] Евгений Александрович 125 изволил найти мнение мое основательным.

Из донесений моих в. пр. усмотреть изволите, что в деле при Ишкартах 126 шамхал Тарковский имел с собой едва 80 человек всадников, наконец, при вступлении моем в Аварию (как о том имел честь донести в. п.) я нужным счел опять просить шамхала Тарковского о высылке милиции сперва письменно, а впоследствии лично в приезд мой через Казанищи. Ген.-м. Абу Муслим-Хан с всегдашнею готовностью отвечал, что вслед за сим милиционеры его будут высланы, между тем я успел сделать движение на Арахтау и обратно и только оказалось при мне 20 человек казанищинских всадников; в настоящее время покушения мятежника Шамиля беспрестанно имеют свое направление на владения шамхала Тарковского, и потому разъезды и пикеты весьма необходимы в этом случае. Несмотря на старание ген.-м. Абу-Муслим Хана и состоящего при нем чиновника м. Габаева еще ни разу распоряжения, необходимые в этом обстоятельстве, в исполнение приведены не были; причины тому не могут быть отнесены собственно к шамхалу Тарковскому или м. Габаеву, но решительно к неповиновению жителей. Я же с своей стороны не имел никаких определенных правил о влиянии моем, как на ханов самих, равно как и на подвластных им, в каждом необходимом случае должен обращаться с просьбами, кои быть может были бы выполнены, если бы в народе не существовал дух какого-то неповиновения, а в заключении, видя независимость своих владельцев от местного здешнего начальства, они более или менее имеют в виду это неповиновение.

Затрудняясь постоянно в этом отношении в управляемом мною крае, я долгом счел вкратце обстоятельства эти довести до сведения в. пр., имея в виду не жалобу на владельцев, но необходимость влияния здешнего начальства на ханов и их владения, без чего упущения и даже можно сказать беспорядки видимы, и потому я осмеливаюсь обратиться со всепокорнейшей просьбой к в. пр. почтить меня предписанием, на основании которого я мог сделать со стороны моей должное распоряжение к уничтожению столь вредных препятствий в управлении.

ЦГИА Гр. ССР ф. 1083, оп 6, д. 249, лл. 1—2. Копия.


Комментарии

125. Головин

126. При сел. Ишкарты Шамиль окружил отряд ген.-м. Клюки фон-Клугенау и едва не истребил его.