131. Рапорт ген.-м. Пулло ген.-адъют. Граббе о необходимости увеличения числа воинских частей в связи с всеобщим восстанием чеченцев.

13 марта 1840 г.

В дополнение рапорта моего от 11 марта с № 293, честь имею донести в. пр., что самым важным деятелем к возбуждению фанатизма и к общему порыву возмущения между чеченскими племенами послужило внезапное появление скрывавшегося в продолжение целого года в неизвестности [244] Аджи Магомат Эфенди. Этот человек, вероятно, утаивая свой замысел, условный — может быть — между некоторыми возмутителями, теперь вслед за вторжением партии из Аргунского ущелья появляется с личиною восторга среди чеченского народа, как бы вестник от египетского паши. Он привез с собою несколько экземпляров подложных писем с фальшивою печатью Ибрагима, и по деревням Малой Чечни, собирая народ, читает эти возмутительные воззвания, в коих будто бы египетский паша объявляет чеченскому народу и вообще мусульманам, что он, с несметными силами, идет в пределы Кавказа для освобождения своих единоверцев от ига христиан; за этим следует приглашение к общему восстанию для защиты собственной свободы и прославления ислама.

Мудрено ли, что после этого хитрого сплетения коварных вымыслов можно было ожидать, что народы чеченского племени, известные по своему непостоянству, готовы будут на все роды необдуманных поступков. С одной стороны сила фанатизма, с другой — фальшивая надежда на могущественное подкрепление египетского паши — воодушевили этот буйный народ, и только быстрое появление отряда в центре Большой Чечни удержало, некоторым образом, многие деревни от внезапного всеобщего восстания. Но впечатление, произведенное фальшивыми письмами, так сильно подействовало на умы, что самые благонамеренные верят их существенности. Зная характер этого народа, среди коего никогда не существовали ни порядок единства, ни основательность предприятий, ни постоянное стремление к общей цели, можно быть уверен, что по мере внезапности порыва к общему восстанию также быстро породятся между ними несогласия, за которыми необходимо последуют раскаяние и просьба прежней покорности. Но не менее того настоящее положение может вести за собою важные последствия; для предупреждения чего необходимы большая осторожность и меры решительные.

Имея теперь в моем распоряжении весьма ограниченные силы, состоящие только в 4-х бат. Куринского полка, я должен держать отряд в совокупности и избирать для него центральный пункт, с которого бы мог действовать наблюдательно для обуздания Большой Чечни, имея под влиянием мичиковцев, качалыковцев и ауховцев и удерживая надсунженских и Надтеречных чеченцев. Хотя признаю полезным и даже необходимым решительное движение против скопищ и изменивших деревень; но это можно было бы сделать в таком случае, если бы я имел средства обеспечить прописанные [245] пункты отдельными силами. К этому некоторым образом может для меня содействовать скорое прибытие Апшеронских батальонов, коих всякое замедление способно разрушить планы моих соображений.

Если ж благоугодно будет в. пр. увеличить силы отряда выкомандированием, по крайней мере, еще двух батальонов из других мест, то решительные действия против мятежных партий могли бы быть произведены с пользою и успехом, положив предел коварным замыслам возмутителей и обуздав строгими мерами возмущенных.

После чего уже можно и даже необходимо будет приступить к построению укреплений в пунктах, могущих оградить действия покорных, влиятельность и сношения непокорных народов.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 1083, оп. 6, д. 293, л. л. 12—13. Подлинник.