129. Рапорт ген.-м. Клюки фон Клугенау ген.-л. Галафееву о неповиновении жителей аула Унцукуль Койсубулинскому приставу.

5 марта 1840 г.

Получив вчерашний день почтеннейшее предписание в. п. за №4 я тотчас же предписал полк. Симборскому об отправлении третьего бат. вверенного ему полка по назначению в. п. 9 числа сего месяца. Полк. Врангелю сообщил об [242] ускорении движения батальонов пехотного е. с. кн. Варшавского полка равно как и подполк. Грекулову следующему с батальоном Мингрельского полка, уведомив об этом военно-окружного в Дагестане начальника и командующего 19 пехотного дивизиею ген.-м. Круммеса.

За сим честь имею почтеннейшие донести в. п., что поведение чиркеевцев хотя до сего времени и не обнаруживает возмутительных намерений, однако нельзя ручаться за спокойствие их при построении крепости, а в особенности тогда, если Шамиль будет иметь какие-либо успехи в Чечне. Дух народа в управляемом мною крае дает полную надежду на спокойствие, невзирая на ниже следующий случай, бывший. 30 числа минувшего марта месяца.

Жители дер. Унцукуля, возбуждаемые интригами разных лиц, удаляющихся с приставской власти, оказали неповиновение койсубулинскому приставу относительно высылки рабочих людей для построения ему в Гимрах укрепленного дома. Это заставило меня командировать к ним в Унцукуль адъютанта моего кап. Евдокимова, но буйная толпа народа, подстрекаемая некоторыми тамошними старшинами, не допустив его в деревню, встретила ружейными выстрелами и заставила удалиться под прикрытием гимринцев обратно в Гимры. Невзирая на это, я не думаю, чтобы унцукульцы увлеклись духом совершенного мятежа против правительства без особенно благоприятствующего к тому случая, ибо старшины их уже явились ко мне с просьбою об удалении от них приставской власти и о подчинении шамхалу Тарковскому.

Весьма необходимо было бы наказать эту деревню, дабы пример послужил страхом для других и утвердил всех койсубулинцев в повиновении к приставской власти, не успевшей еще утвердиться в своем основании. Я донес уже об этом г. командующему войсками на Кавказской линии и Черномории, прося разрешения употребить для совершения этой цели 3 бат. пехотного е. с. кн. Варшавского полка, предполагая и остальных апшеронцев, но как обстоятельства требуют ускорения движения их в отряд в. п., то за сим не остается уже средств к исполнению означенного предположения, если необходимость эта не изменится и не представит возможности задержать бат. е. с. полка дней на 10 при получении просимого мною разрешения о наказании унцукульцев.

ЦГИА Гр. ССР. ф. 1083, оп. 6, д. 293, л. л. 217, 234. Подлинник.