10. Письмо ген. Ермолова Зухум Кади о назначении его кадием Акушинским и об обязанностях даргинцев. 18

23 декабря 1819 г.

Обществу объявлено от меня, что удаля Магомед Кади от занимаемой им должности, по власти данной мне в. г. моим, определяю я вас на его место.

Вы обязаны впредь исполнять следующее: сохранять прежний образ управления и прежние обычаи без всякой перемены. [33]

В нуждах даргинского народа относиться к главнокомандующему в здешнем краю, ибо нет над вами никакой другой власти.

Наблюдать, чтобы во владениях даргинских не было пристанища неприятелям и изменникам России и не иметь с ними никакой связи.

Изобличать перед обществом людей вредных по выгодам и спокойствию, ибо в. г. желает тишины и счастья своим верноподданным.

Наблюдать, чтобы народ даргинский имел приязнь и дружбу со всеми народами подданными российскому императору.

Войска собрать только для охранения своих границ, но без воли главнокомандующего не входить в чужие земли.

Не брать участия в распрях соседственных народов и не давать никому помощи без повеления главнокомандующего. — За сим наблюдать строго, ибо за сие и ответствовать много будете. Сим средством желаю я возвратить спокойствие в Дагестане.

Повеления мои объявлять обществу, дабы видеть оно могло попечение мое о его выгодах.

Аманатов представить ко мне скорее, они содержаться будут в Дербенте. Их позволю я переменять в утешение родственников.

Согласуясь с милосердием великого нашего государя не отягощаю я добрый народ даргинский податью, но в знак подданства повелеваю каждый год в сентябре месяце представлять две тысячи баранов к коменданту кр. Дербентской.

Уверить могу вас почтенный Зухум Кади, что усердия ваши и попечение о спокойствии и тишине обратят на вас внимание великого государя.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 2, оп. 1, д. 848, лл. 4, 7. Копия.


Комментарии

18. В конце 1819 г. против восставших акушинцев выступил отряд царских войск под командованием ген. Ермолова. В битве при сел. Леваши ген. Ермолов разбил акушинцев, а 21 декабря занял сел. Акуши. При движении царских войск, как признает Ермолов, он сравнял с землей целые аулы и уничтожил “прекрасные городки” (Записки А. П. Ермолова, стр. 99). После занятия сел. Акуши к Ермолову явились депутаты от разбежавшихся жителей и от имени всех акушинцев торжественно обязались быть покорными и не выступать против России. На население акушинского общества была наложена дань, а главным кадием, вместо смещенного, был назначен Зухум-кади.