1131. Тоже, ген.-л. Вельяминова к д. т. с. Ланскому, от 2-го марта 1826 года, № 22.

Получив отношение в. выс-а от 24-го минувшего августа, № 1428, о некоторых необыкновенных явлениях в здешнем крае, дошедших до сведения вашего чрез издателей журнала “Северная Пчела", я собирал по сему случаю точные и подробные сведения.

Сии сведения показывают следующее:

1) На Муганской степи, граничащей с Ширванскою провинциею, всегда водились и водятся змеи в чрезвычайно большом количестве и в 1825 году не было оных более замеченного в прошедшее время. Змеи сии, конечно, могли бы привести в ужас непривыкших к таковому зрелищу путешественников, если бы им случилось быть на Муганской степи летом; но в то время чрез сию степь никогда не бывает проезда по причине сильных жаров и недостатка воды на большом пространстве и только одни хищники из Персии, увлекаемые желанием корысти, иногда решаются на проезд чрез оную степь летом с пренебрежением здоровья и самой жизни не от змей, а от палящего зноя и недостатка воды.

2) В окрестностях Сальяна действительно показались было бешеные водки, чекалки и проч. Обстоятельство сие упомянуто в рапорте о происшествиях по Грузии за первую половину июня 1825 года. Местное начальство в предосторожность от вреда, какой сии звери могли бы нанести, дало знать жителям, дабы они при выходе в поле имели при себе оружие для защиты в случае нападения зверей. Впрочем, дальнейшего вреда от оных не нанесено и явление сие не может почесться в здешнем крае небывалым по причине множества диких зверей, водящихся в ненаселенных местах, и

3) В присоединенных к Грузии провинциях холод сделался чувствительным в исходе декабря 1824 года. В Ширванской провинции, по левому берегу р. Куры, снег выпадал, но не везде и не в большом количестве; на правом же берегу, а особливо в местах, примыкающих к Карабагской провинции, снег был значительный и сильные холодные ветры, отчего скот за недостатком подножного корма, почти до апреля месяца продолжавшимся, падал в великом количестве. Из подробных ведомостей, которых в свое время не было возможности составить по той причине, что Татары, пасущие стада, беспрестанно переходят с места на место, оказывается следующий урон, понесенный жителями провинций Карабагской, Ширванской и Шекинской: лошадей пало 6,882, буйволов 10,700, овец и ягнят 315,244, рогатого скота 52,193, верблюдов 363, ослов 225 и козлов 77.