1095. Предписание ген. Ермолова ген.-л. Вельяминову, от 10-го августа 1821 года, № 93.— Секретно.

Посланник наш при Оттоманской Порте барон Строгонов уведомил меня, что он оставляет Константинополь и по расчету времени он, конечно, уже выехал.

Судя по происшествиям в Турции, едва ли возможно ожидать иначе как силою оружия восстановить прежние наши трактаты с Портою. Обстоятельство сие должно быть разрешено в непродолжительном времени.

Между тем нужно со стороны нашей иметь бдительное наблюдение за приготовлениями Турок в пограничных областях.

Чрез расторопных людей распознать: не служит ли вымышленною причиною собрание ими войск будто бы по возникшей вражде между сердарем Эриванским и пашою Карсским?

Нам, в случае разрыва с Портою, выгодно продлить бездействие до октября месяца; потом снега, сделав дороги в Ахалцихский пашалык непроходимыми, дадут нам время сделать нужные приготовления. Теперь по причине предпринятых нами многих работ войска разбросаны и собрать их неудобно.

Начальникам войск наших, ближайших к границам, предписать строго не давать нималейшего повода к неудовольствиям, паче подтвердить полк. кн. Саварсамидзе избегать ссоры с пашою Карсским; соблюдать однакоже величайшую осторожность и в случае каких-либо предприятий со стороны Турок быть всегда в готовности отразить оных. [747]

При наступлении осени в. пр. извольте приказать исправить дорогу от Квеши в Башкичет; открыть дорогу чрез Агзы-беюк; исправить оную и расчистить леса так, чтобы движение по ней войск, паче же транспортов, не было подвержено опасности; в местах труднейших устроить небольшие, но прочные редуты.

Дорогу в Имеретию содержать исправно; поспешить перенесением штаба 44-го Егерского полка и сообщение по Имеретии и Мингрелии сделать удобным.

Весьма доволен я, что паша, назначенный вновь в Ахалцих, вызвался с вежливым отношением к вам и прошу в. пр., сколько приличествовать может, продолжить в сем виде ваши с ним сношения.

Ген.-м. Власову 3-му для ускорения даю я прямо мое в сем же смысле наставление.

О выезде барона Строгонова дайте знать поверенному в делах Мазаровичу, подтвердив, чтобы он сколько можно старался удерживать приязненные связи с Персиею.

О точном времени моего отсюда отправления я не знаю и потому обо всех происшествиях особенно важных прошу извещать меня.