1059. Рапорт Астраханского гражданского губернатора Бухарина ген. Ермолову, от 23-го ноября 1819 года, № 3786.

Прибывшие в Астрахань в виде посланцов от Трухменцев и объявившие о себе, что они уроженцы из степей неподалеко от Мазандерана, Ямудсвого владения, Сеид-Аби, Сеид-Абдулла и Хан-Сеид-Мамед с двумя служителями явились ко мне и подали на Высочайшее имя прошение от тамошних ханов и лучших людей о том, что желают избавить себя от Персидского владения с 40,000 воинственного народа и перейти под покровительство Е. И. В.

Просьбу сию вместе с переводом поспешаю представить на благоусмотрение в. выс-а и испрашиваю предписания: оставить ли оных посланцов здесь или препроводить к в. выс-у до разрешения их просьбы?

Всеподданнейшее прошение Ямудского рода ханов и знатнейших фамилий.

(Перевод старый)

Вообще желание наше состоит в том, чтобы прибегнуть под покровительство В. И. В., ибо неверные Персияне, сделавшись ныне сильнее нас мусульман, взяли верх над нами, отчего мы пришли уже в уничижение. Я имею честь предложить В. В. в подарок 40 т. подвластных мне людей и принадлежащие мне земли, как-то: Гурген, Атрек, Челекен и Кара-богаз-Ага-задэ. Наш угнетатель лишил меня собственных земель, владения и власти. О великий и могущественный Монарх! Воззри на бедственное мое положение. Неверные враги мои Персияне торжествовали убиением брата моего и я, будучи в отчаянии и проливая горькие слезы, приехал из г. Чина и искал случая отмстить кровью за смерть его. Я требовал его лошадь, платье, оружие; но слуги его не возвратили мне его лошади, печати, перстня, платья и прочих вещей. Я искал места для 5-ти крепостей и 11 уже лет, что я стараюсь отмстить врагам моим за кровь Мухаммед-Юсуфа. Как Иаков искал сына своего Иосифа, так и я, прибегая к Вам, великий Государь, прошу убедительно заставить оных неверных удовлетворить нас обиженных. Предки его были знатной фамилии, а сам был сын царский. Прошение сие с общего согласия подписали знатные особы и положили служить В. В. Если Вы, великий Монарх, не поможете нам в этом обстоятельстве в течении двух лет, то враги мои лишат меня владения. Наш кази, т. е. главная священная особа советовал нам представить сие прошение В. И. В. Сеид-Аби изъявил свое предчувствие, что пришло время лишиться отечества, — г. Чина. Легко можно было развязать сей узел руками; но если не скоро возьмем мы на то меры, тогда не можем даже и зубами развязать оный.

В приложенных печатях нельзя было разобрать настоящих имен.