1053. Тоже, ген. Ермолова к гр. Аракчееву, от 15-го января 1818 года, № 1.

При отъезде моем из С.-Петербурга в 1816 году препровождено было ко мне для местного соображения поданное в Комитет министров мнение адмирала Мордвинова о способах, коими удобнее привязать к себе постепенно Кавказских жителей, в котором, между прочим, поставляет он на вид, сколько полезно было бы утвердиться на восточном берегу Каспийского моря, где приведя со временем в зависимость хищные народы, отделяющие нас от Бухарии, обратить к себе богатую торговлю сей страны. Как о сем рассуждаемо было в Комитете министров, то и почел я обязанностью обратиться о том к в. с.

Не распространяясь на счет выгод, мнением адмирала Мордвинова представляемых, как весьма ощутительных, нужным нахожу сказать, что по рассуждению моему теперь удобно приступить хотя к первым началам исполнения столь полезного предложения.

Мир и спокойное состояние в здешних странах дают средство употребить на обозрение берегов Каспийского моря часть эскадры, зависящей от распоряжения моего, которая остается теперь праздною. К избранным для сего поручения офицерам присоединю я таких людей, которые имеют знакомство с Трухменцами, по берегам живущими, и бывали между ними. Если нужно будет, можно употребить и самих посланцов от некоторых Трухменских обществ, с давнего времени бесполезно проживающих в Астрахани.

В 1805 году важный сей предмет удостоен был внимания Г. И. и я отыскал в делах предместников моих, что по изустному Е. В. повелению, данному министру коммерции и инспектору Инженерного Департамента ген. фон-Сухтелену, отправлен был к восточным берегам Каспийского моря инженер ген.-м. Фелькерзам, который по обозрении устья р. Эмбы и Тюк-Караганского угла, сделанные им замечания, проекты и сметы представил в 1806 году чрез инспектора Инженерного Департамента министру коммерции гр. Румянцову.

Сближение к цели, адмиралом Мордвиновым предлагаемой, по некоторым сведениям, должно непременно переменить направление, принятое ген.-м. Фелькерзамом, и учреждение колонии должно быть основано гораздо далее на полдень от Тюк-Караганского угла, дабы сколько возможно менее отдалиться от Хивы, и в соображение сие должны войти не одни удобства пристаней, но и самая внутренность земли, ибо полезно не ограничиваться одним пребыванием у берегов, а препровождать войсками караваны, охраняя их от хищников.

Предлагаемое адмиралом Мордвиновым место Красноводского или Огурчинского залива подвержено тому неудобству, что соседственный ему народ Хорасанской области, воинственный и к грабежам склонный, всегда будет нападать на караваны, из Хивы идущие, и против многочисленности оного невозможно дать защиту, что может быть причиною, что караваны к сей стороне не обратятся. Сверх того, Персияне не останутся равнодушными, видя нас учреждающими заведения столько близко к границам их, паче к Хорасанской области, не покорствующей им и давно уже возмутившейся. Итак, точное определение места зависеть будет от обстоятельного обозрения и сведений.

Полагая, что в. с. не имеете при себе мнения адмирала Мордвинова, я оное представить покорнейше честь имею, испрашивая при том исходатайствования позволения на отправление будущего лета эскадры. Сие сверх того полезно и в отношении к политическим делам нашим в здешней стране.