1049. Отношение ген. Ермолова к гр. Аракчееву, от 23-го декабря 1824 года, № 324.

По требованию управляющего Министерством внутренних дел я препроводил к нему 10-го сего декабря для представления в Правительствующий Сенат мнение мое относительно рыбной ловли по северному и северо-западному берегам Каспийского моря, основав оное на Высочайшем именном указе 27-го августа 1802 года, коим предположено водам сего моря возвратить древнюю их свободу.

Мнение мое по сему предмету не могло согласоваться с выгодами нескольких лиц, присвоивших себе по всему берегу, на 700 верст простирающемуся, исключительное на ловлю рыбы право и потому нельзя не ожидать сильных против оного возражений. Доказательством влияния их на сие дело может служить то, что Высочайшая Е. И В. воля, в вышеприведенном указе столь ясно изображенная, в течении 22-х лет остается невыполненною и что все постановления, после указа сего состоявшиеся, не только не приближали к желаемому концу сего дела, но, отдаляясь постепенно от предположенной цели, довели оное до такой запутанности, что, наконец, принуждены были остановиться на странной мысли межевать морские воды.

Будучи руководим во всех моих поступках усердием к службе и к выполнению священной Е. И. В. воли, я не опасаюсь неудовольствий, которые таковое мнение может возбудить против меня. Испытав однакоже в некоторых случаях, что представления мои, к пользе государственной клонящиеся, оставались безгласными, когда они не соответствовали частному интересу людей знатных, я приемлю смелость при многотрудных и важнейших занятиях в. с отвлечь на несколько минут внимание ваше для рассмотрения означенного дела, в подробности изъясненного в отношении моем к управляющему Министерством внутренних дел, с коего при сем имею честь представить список и, передавая суждения мои, в сем отношении изъясненные, вашему прозорливому благоусмотрению, смею ожидать всегда твердой и беспристрастной защиты оным.