1008. Отношение ген. Ермолова к д. т. с. Ланскому, от 10-го августа 1826 года, № 97.

В отношении от 10-го апреля 1825 года, № 104, я имел честь известить в. выс-о, что исполнение по Кавказской области Высочайше утвержденного в I 3-й день февраля того же года положения Комитета министров относительно секты субботников и средств к прекращению оной, по местным обстоятельствам сего края я приостановил до получения мною насчет придерживающихся сей секты подробнейших сведений.

К поступку сему я побуждался опасением, чтобы при значительном числе субботников, в недальнем расстоянии от границы поселенных, не покусились они на средства отчаянные и могущие повлечь последствия неприятные; в особенности же затрудняло меня то, что я не имел точных сведений, не распространилась ли сия секта и между казаками Линейных войск, к которым относится действие правил, в означенном положении Комитета министров изложенных.

Ныне из полученного мною, впрочем, не весьма обстоятельного донесения Кавказского местного начальства оказывается, что число всех субботников по Кавказской области, приведенных доныне в известность, составляет мужеского пола с небольшим 500 душ; что они главнейше укрепились в трех пунктах, находящихся в довольно дальнем одно от другого расстоянии, а именно: в селении Георгиевского уезда Прасковеи 286, в упраздненном городе Александрове 117 и в селении Георгиевского же уезда — Александровке 50 душ; прочие же живут рассеянно в разных местах по несколько человек, и что, наконец, в сословии Линейных казаков, сколько доныне известно, нет субботников или если и скрываются они между другими, в сем войске находящимися раскольниками, то весьма в незначительном числе.

Не удостоверясь вышеозначенным донесением, как выше сказано, найденным мною несовершенно обстоятельным, предписал я вновь и. д. начальника Кавказской области собрать без огласки, но сколько можно верным образом, подробнейшие сведения о числе субботников, в Кавказской области находящихся, и доставить оные мне с объяснением к какому сословию кто из них принадлежит. А как рассеявшиеся по разным местам области, придерживающейся сей секты, люди могут поселять соблазн и совращать других в их заблуждение, то для предотвращения сего зла, равным образом для лучшего и удобнейшего за ними надзора полагаю назначить для постоянного их пребывания упраздненный город Александров и сел. Прасковею с тем, чтобы туда переселены были все прочие субботники, в Кавказской области находящиеся, и в других местах там им проживать не дозволялось, поставив в обязанность и. д. начальника Кавказской области доставить мне по сему предмету нужные соображения, по получении коих не премину их представить на ваше благоусмотрение при моем мнении, купно с сведениями о числе субботников по Кавказской области, которые мне доставлены будут.

Между тем, удостоверясь, что от приведения в действие по Кавказской области правил, в постановлении Комитета министров насчет субботников изложенных, не может произойти тех последствий, которых я опасался, я полагаю однакоже справедливым, дабы ограничения, которые в означенном постановлении предоставлялись для оных субботников, в упраздненном Александровском уезде поселенных, были вообще распространены на всех Иудействующих, в сей области находящихся, ибо и сии последние, будучи водворены там с давнего времени, в особенности в сел. Прасковее, где значительное число их находится и, быв известны всегда местному начальству, на подобное снисхождение имея равное право, да и вообще, по моему мнению, едва ли правильно допускать в одной и той же области существование двух разных постановлений, относящихся в особенности до вероисповедания.

Почему, прося покорнейше в. выс-о почтить меня по сему предмету разрешением, имею честь вас уведомить, что по получении оного я полагал бы по сим основаниям окончить и упоминаемое в отношении вашем от 28-го мая 1825 года, № 488, дело об однодворцах сел. Александровки: Захаре Шкуратове, Гордее Пашкове и Александре Котове с товарищами, огласивших себя субботниками, также и другие дела об Иудействующих, остающиеся доныне неразрешенными. Но как не известно мне [650] могло ли Высочайше утвержденное в 3-й день февраля 1825 года постановление Комитета министров быть распространено на дела о субботниках, начатые уголовным порядком до состояния сего постановления, в особенности же на те, кои были решены прежде оного, но остаются неисполненными: то я и обращаюсь к в. выс-у с покорнейшею просьбою снабдить меня насчет таковых дел вашим уведомлением.

В заключение всего я должен упомянуть о недоумении, в которое я поставлен насчет исполнения 1-го пункта мнения управлявшего Министерством внутренних дел об обязанностях гражданского начальства касательно субботников, в постановлении Комитета министров изложенных. В означенном пункте сказано: “Предписать губернскому начальству без всякого участия духовной власти и в виде обыкновенного полицейского распоряжения взять в тех селениях, где секта сия находится, начальников оной и их помощников и отослать немедленно для определения в военную службу годных к оной, а неспособных к военной службе на поселение в Сибирь; таким же образом поступать впоследствии с теми, которые окажутся начальниками и распространителями секты". Но ни в сем пункте, ни в последующих не объяснено, на каких удостоверениях губернское начальство должно основывать таковые свои распоряжения.

Не думаю я, чтобы для решения участи и, так сказать, политического существования кого-либо без суда достаточно было одно показание сельского или земского начальств, которые в сем случае могут быть увлечены ложным пристрастием и даже корыстолюбием. Найдутся также, может быть, и помещики, которые на основании 3-го пункта того же мнения пожелают иметь рекрутские квитанции за людей, неспособных к военной службе, объявив их начальниками секты.

А потому полагая, что распоряжения об отдаче в военную службу или отсылке на поселение в Сибирь субботников должны быть производимы с величайшею осмотрительностью не иначе, как по точнейшем в том удостоверении посредством нарочно посылаемых, доверие заслуживающих чиновников, под ответственностью самих начальников губерний за всякое пристрастие или неправосудие, которое по сему предмету оказано будет, я прошу покорнейше таковое мнение мое представить на благоусмотрение высшего начальства.