1002. Отношение д. т. с. Ланского к ген. Ермолову, от 20-го февраля 1825 года, № 216.

По случаю внесенных от Министерства внутренних дел разных представлений в Комитет министров о размножающейся в разных губерниях Иудействующей секте под именем субботников, Комитет рассуждал, что, встречая неоднократно по делам примеры подобного отпадения от веры христианской в закон Еврейский и находя, что столь явное отступление от закона отечественного не должно быть вовсе терпимо правительством, обязанным охранять господствующую веру и соблюдать членов ее от обольщений, пагубных как для них самих, так и для общества, считает необходимым поставить преграду сему злу и принять против оного надежные меры и вследствие того журналом 6-го апреля 1820 года положил: Представить Е. И. В., не благоугодно ли будет по важности сего предмета поручить кому-либо в особенности заняться оным с тем, чтобы по соображении настоящих обстоятельств с государственными постановлениями изысканы были средства и составлены правила к отвращению и искоренению сего зла.

Г. И., утвердив положение Комитета, Высочайше повелеть изволил, чтобы относительно сего вредного раскола и средств, кои употреблены быть могут к преграждению дальнейшего распространения оного, собраны были нужные сведения и представлены на Высочайшее усмотрение.

Между тем, по вступившим от субботников Воронежской губернии жалобам на притеснения местных начальств, Е. И. В. Высочайше повелеть изволил министру духовных дел и народного просвещения произвести надлежащие с духовной стороны по сему предмету исследования.

По надлежащем соображении всех, до сего обстоятельства относящихся справок и постановлений, с заключениями, сообщенными кн. Александром Николаевичем Голицыным, и предположениями духовного начальства, гр. Виктор Павлович Кочубей 23-го февраля 1823 года представил в Комитет министров подробную записку, с изъяснением следующего мнения:

А. Относительно обязанности гражданского начальства.

1) Предписать губернским начальствам без всякого участия духовной власти и в виде [632] обыкновенного полицейского распоряжения взять в тех селениях, где секта сия находится, начальников оной и их помощников и отослать немедленно для определения в военную службу годных к оной, а неспособных к военной службе на поседение в Сибирь. Таким же образом поступать впоследствии с теми, которые окажутся начальниками и распространителями секты.

2) Начальникам Сибирских губерний предписать, чтобы люди сии размещаемы были в отдаленные места и сколь можно отдельно и чтобы земская полиция имела строгое наблюдение, дабы они никого не вовлекали в свое заблуждение.

3) За обращенных таким образом в военную службу или на поселение крестьян, помещикам принадлежащих, выдавать помещикам рекрутские квитанции.

4) Если бы при отправлении людей сих на поселение в Сибирские губернии жены и дети их не пожелали следовать с ними, то к тому их не принуждать и оставлять на прежнем жительстве.

5) Меры, в первом пункте изъясненные, не распространять на субботников Кавказской области, в Александровском уезде находящихся, понеже существование их распоряжениями самого правительства некоторым образом утверждено; но вся строгость правил сих приложится к ним:

а) если откроется покушение к вовлечению других в заблуждение сей секты, и

б) если будут изъявляемы наружные оказательства секты или соблазна, от нее происходящего.

В сих случаях поступать с начальниками субботников, в Александровском уезде жительствующих, на точном основании вышеприведенных правил.

6) Начальниками секты почитать тех, кто совершает какие-либо обряды или занимает первое место в богослужении, или дает наставление в правилах Иудейских.

7) Из уездов, в коих находится секта субботников или Иудейская, и соседственных им уездов выслать всех Евреев без исключения, где бы они ни находились, и впредь ни под каким предлогом пребывания там им не позволять. С являющимися же вопреки запрещения сего поступать как с беспаспортными, подвергая лица, кои дадут им пристанище, взысканиям, определенным по §§ 35 и 39 положения 1804 года.

8) Поставить в обязанность местным начальникам затруднять, сколько возможно, сообщение правоверных жителей с Иудействующими и для того не выдавать паспортов никому из принадлежащих к сей секте для отлучки в другие места.

9) Запретить всякое наружное оказательство секты Иудейской и всякое действие, могущее дать повод к явным соблазнам, возложа строгое за сим наблюдение на ведомство гражданское, без участия духовной власти.

10) Под наружным оказательством секты разумеется. собрание из разных домов в один для молитвы, обрезание, венчание, погребение и прочие обряды, не имеющие сходства с христианскими. Под соблазнами разумеются: всякое действие при христианине, противное его вере, и в особенности хула и насмешка над правилами церкви и над теми, кто следует оным.

11) Постановить непременным правилом, чтобы отступники сии не были избираемы ни в какие общественные должности на основании утвержденных о раскольниках правил.

12) Поставить в обязанность губернским начальствам иметь верные сведения о числе, Иудейскому заблуждению предавшихся крестьян, о прибыли их или об уменьшении числа оных посредством возвращения к православной церкви; но сведения сии собирать со всею возможною скромностью и без явных распоряжений, дабы не дать повода к каким-либо неудобствам, как-то: или оглашению большего еще числа сих Русских Евреев, доселе, вероятно, скрывающихся, или распространению толка, что они правительством терпимы, подобно тому, как сие случилось при разысканиях о числе раскольников.

13) Как ничто не может иметь большего влияния на простой народ, как презрение или посмеяние над заблуждениями, в кои совращать его ищут, и что именно средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то в сношениях местных начальников именовать субботников Жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть Жиды; ибо настоящее их наименование субботников или придерживающихся Моисееву закону не дает народу точного понятия о сей секте и не производит в нем к ней того отвращения, какое может быть производимо убеждением, что обращать стараются их в Жидовство.

Б. Относительно обязанности духовной власти.

При наблюдении вышеначертанных правил [633] гражданским начальством поставить духовному в обязанность:

1) Употреблять способы убеждения, священным правилам религии нашей соответственные, к обращению отступников паки в недра церкви.

2) Для сего обращать особенное внимание на священников тех приходов, в коих укореняется Иудействующая секта, стараясь, чтобы поведением, кротостью и твердым познанием в законе Божием соответствовали они важному предназначению своему.

3) Приходские священники, имея попечение о сохранении паствы их верною церкви, не должны домогаться какими-либо явными действиями или усилиями к обличению отступников. Им принадлежит только пользоваться приличными случаями к кроткому увещанию, а в распоряжениях, принадлежащих гражданскому начальству, не должны они принимать никакого участия.

4) Если независимо от приходских священников духовное начальство признает за благо возложить обращение или увещание отступников на избранных им для сего людей в виде миссионеров, то сие должно производиться без всякого участия гражданского ведомства, которое обязано оказывать миссионерам покровительство, если оного епархиальные архиереи будут требовать, и

5) Образование детей в училищах есть средство, которым с наибольшим успехом можно действовать к отвращению и постепенному прекращению всякого рода верозаблуждений, а посему остается только желать, чтобы по учинении нужных соображений Министерство духовных дел и народного просвещения нашло возможность сие благотворное намерение свое привести в действие.

В рассуждении тех распоряжений, впрочем, кои учинены быть могут к удостоверению в точном исполнении мер вышеизложенных, гр. Виктор Павлович полагал:

1) Что губернаторы в зависящих от гражданской власти мерах, а епархиальные архиереи в мерах, зависящих от духовной власти, должны наблюдать за успехом оных; доносить каждый месяц по порядку о ходе дела и ответствовать за точное выполнение возложенных на них обязанностей.

2) Что если священно и церковнослужители позволят себе упущения или злоупотребления в обязанностях, на них возлагаемых, то епархиальное начальство должно неукоснительно поступать в рассуждении их на основании секретного указа св. Синода 22-го марта 1800 года.

3) Что гражданские губернаторы, взыскивая строго за всякое упущение со стороны употребленных ими чиновников, должны предавать их суду, коль скоро заметят упущения, происходящие от небрежения и в особенности от злоупотребления, и

4) Что если попечениями епархиальных архиереев и гражданских губернаторов секта Иудейская уничтожится совершенно в сообразность правил, здесь предписанных, то чиновники и духовные лица, к достижению цели сей содействовавшие, должны быть награждаемы по мере их в том участия.

Комитет министров, по рассмотрении изложенного здесь заключения гр. Кочубея, не находя с своей стороны ничего к оному дополнить, полагал: представление сие во всем утвердить и на приведение оного в исполнение испросить Высочайшее Е. И. В. соизволение.

В заседании 3-го сего февраля объявлено Комитету, что Г. И. на положение Комитета соизволяет.

Сообщая в. выс-у Высочайше утвержденное положение сие для зависящих к исполнению оного со стороны вашей распоряжений, честь имею приложить у сего записку об Еврейской секте в Александровском уезде, Кавказской области, покорнейше вас прося почтить меня благосклонным уведомлением о последующих действиях ваших.

Записка об Еврейской секте в Александровском уезде, Кавказской области.

Главнокомандовавший в С.-Петербурге гр. Вязмитинов препроводил в Министерство внутренних дел список с донесения Кавказского гражданского губернатора, в котором губернатор сей изъяснял, что по г. Александрову с истечением 1813 года следовало произвести выборы в словесные суды и городовые старосты; но поелику половинную часть тамошнего купечества и мещанства составляют исповедующие Еврейский закон Молокане, кои не делают присяги, а обязываются только подписками и потому в должности не избираются и что жители христианского исповедания, чувствуя от сего отягощения, просили о позволении допустить к помянутым выборам и Молокан, то губернатор испрашивал по сему обстоятельству разрешение.

Министр внутренних дел, представляя о сен на разрешение Комитета министров, с своей стороны полагал, что допущение к выборам Молокан Еврейского закона не может быть дозволено во-первых потому, что по правилам, законом постановленным, избираемые в должности по выборам приводятся обыкновенно к присяге, а они не присягают, и во-вторых потому, что чрез лишение таковых людей права быть избираемыми в должности, они увидят, что исповедуемая ими ересь и в гражданском быту не приносит им никакой пользы, а, напротив, лишает их тех прав и преимуществ, коими граждане христианского исповедания пользуются.

Комитет, соглашаясь с мнением министра внутренних дел, что Молокане не должны быть избираемы в общественные должности, вместе с тем находит: a) что вся тягость исправления общественных должностей, падая на одних жителей христианского исповедания, будет для них обременительною и, отвлекая их от занятий, может причинить расстройство в собственных делах их, и b) что безответственное освобождение Молокан от исправления общественных должностей, составляя преимущественное для них облегчение, может подать и другим повод обратиться к их ереси единственно для уклонения от выборов в общественные должности, всегда [634] отяготительные для граждан. По сим уважениям Комитет положил, согласно с мнением министра внутренних дел, Молокан не выбирать в общественные должности, но выбираемым вместо их обывателям христианского исповедания определять насчет их достаточное вознаграждение, предоставив гражданскому губернатору назначить меру такового вознаграждения и представить на утверждение.

По получении о сем предписания Кавказский гражданский губернатор донес, что жители г. Александрова, исповедующие Еврейский закон, несли прежде и теперь несут все повинности должностей по городу, как-то базарных, сторожей, десятских и других наравне с христианами, которые должности, как не требующие при избрании присяги, и впредь могут быть ими отправляемы; поелику же Молокане не должны быть допускаемы в выборах токмо в должности почетнейшие, соединенные с присягою, каковы суть градского головы, словесного судьи и старосты, то во уважение того, что Молокане составляют третью часть жителей Александрова, губернатор полагает взыскивать с них ежегодно, для причисления к городским доходам, по 86-ти р. 66 1/3 к., которые деньги будут равняться третьей части получаемого жалования головою, судьею и старостою, из коих имеют первый 100, а последние по 80-ти р. в год..

Комитет утвердил сие предположение Кавказского губернатора.