1356. Рапорт ген.-м. Ховена ген.-л. Вельяминову, от 6-го февраля 1823 года, № 592.

Г. Елисаветополь, состоя почти весь в садах, занимает в окружности до 20-ти верст. В оном считается по последнему исчислению Армян 2,855, а Татар 3,875, всего же 6,730 душ обоего пола. Весь сей народ постоянно живет в городе, вмещающем теперь большею частью развалины существовавших некогда строений, в коих с удобностью скрываются зловредные люди, делающие там нередко воровства и грабежи, скрывая вместе с собою покраденное и ограбленное; местное же начальство в открытии их встречает оттого не токмо большое затруднение, но и самую опасность, потому более, что вся полиция в Елисаветополе состоит из одной только особы полициймейстера. Доказательством сему служит 1820 год, в котором открыта была там шайка воров и мошенников, делавших разные бесчинства, к истреблению коей должно было отрядить воинскую казачью команду. Особенно же Елисаветопольские Татары, по невежеству своему и закоренелому упрямству, принимающие в противном виде распоряжения начальства и доказавшие на опыте буйственный свой характер,— требуют строжайшего внимания на действия их бдительной полиции. По всем сим уважениям и имея в виду предположение начальства о выводе из Елисаветополя находящихся там военных чинов и самого окружного суда, по причине вредного тамошнего климата, на другое здоровое и удобнейшее место, я признаю необходимым учредить в Елисаветополе градскую полицию на твердом и сообразном с местным положением основании. Составленную мною о устроении оной записку при сем представляя на рассмотрение, честь имею испрашивать утверждения и разрешения в. пр. о приведении сего предположения в надлежащее действие.

Записка об учреждении в Елисаветополе городской полиции.

I О разделении города

Для лучшего н удобнейшего действия полиции, разделить на 2 части г. Елисаветополь, который и без того разделяется протекающею там речкою Ганджинкою.

1-я часть заведывать будет собственно так называемым там городом, по крепости, в оном состоящей; в состав же 2-й части должно поступить предместье, называемое Килиса-кенд, отделенное от города, как выше сказано, речкою Ганджинкою.

1-ю часть разделить на 2 квартала улицею, идущею от Ганджинского поста, мимо крепости, на выезд Шамхорский, а 2-ю также на 2 квартала улицею, называемою Дик-кучэ.

II. О чиновниках, полицию составляющих, и их обязанностях.

Число чиновников и им жалованье означены в прилагаемом у сего особо штате.

Полициймейстер, на основании Высочайшего указа, состоявшегося в 24-й день октября 1803 года, должен заведывать полициею во всех ее частях и если бы случились какие по городу неисправности, то оные будут уже относиться к его ответственности.

Так как Елисаветопольскому полициймейстеру положено из казны в год только 260 р. — жалованье весьма недостаточное, то к оному прибавить еще 200 р. из суммы, предполагаемой к сбору с жителей на содержание полиции, что все составит ему годовой оклад 460 р. с.

Частные пристава определяются посредством Исполнительной Экспедиции Верховного Грузинского Правительства, по избранию гражданского губернатора и усмотрению способностей, или по представлению самого полициймейстера. Они обязаны присутствовать в полиции обще с полициймейстером, на основании устава благочиния, и каждый на месте распоряжает во всем относящемся до части, ему вверенной, в коей по приказанию полициймейстера производит всякого рода следствия, не заключающие в себе особенной важности.

В квартальные надзиратели избирает и назначает полициймейстер из тамошних Армян или Татар хорошего поведения и способностей. Они в случае нужды могут служить частным приставам и за переводчика, однакоже об утверждении их в тех званиях представляет губернатору.

Десятские определяются по усмотрению полициймейстера: 1-й части, в квартале южном, в котором число домов больше другого квартала сей же части,— должно находиться десятских конных 2, пеших 3 чел.; а в северном квартале конных 1, пеших 2 чел.; 2-й же части в каждом квартале по 1-му конному и по 2 пеших десятских. Всего в 4-х кварталах должно быть десятских конных 5, пеших 9 чел.

III. О страже и конвойной команде при полиции.

Для охранения поступаемых в полицию разных денежных сумм, задержания подсудимых и по другим надобностям в полиции оставляемых [886] людей, учредить при оной воинский караул из 12-ти чел. рядовых, при 1 унтер-офицере, коих отчислить в ведомство полиции способных и хорошего поведения из внутреннего гарнизонного баталиона, с тем, чтобы они оставались в собственном распоряжении полициймейстера бессменно со стороны военных начальников, ибо частые перемены не токмо могут препятствовать надлежащему полицейскому надзору, но и навлекут в оном совершенный беспорядок и упущение. Жалованье, провиант и амуничные вещи должны они получать от тех мест, из коих будут командированы.

Сверх сего, для экстренных посылок и конвоя по городу при полициймейстере и частных приставах, равным образом и для ночных объездов назначить конную казачью команду, из 1-го урядника и 8-ми чел. козаков состоящую.

IV. О сборе денег на содержание полиции и об употребления оных.

Из прилагаемого при сем штата Елисаветопольской полиции видно, что на содержание ее ежегодно и в прибавок к жалованью полициймейстера требуется 3,690 р. с.

Сумма сия должна составиться посредством сбора с Елисаветопольских жителей, коих теперь считается Татар 1,999, Армян 1,514, а всего 3,513 мужеска пола душ, домов же 1,546,— на следующем основании: общество Армянское и Татарское изберет, каждое из среды себя, одного отличного по общему уважению гражданина. Обязанностью сих избранных граждан будет присутствовать в полиции и первоначально заняться вместе с частными приставами, во-1-х, описанием всех домов, имеющихся в г. Елисаветополе, с означением кому оные принадлежат, сколько в них жилых покоев, кухонь, людских, погребов и конюшен, сколько из числа оных занимается постоем, кем именно и с какого времени; во-2-х, описанием же всех в городе имеющихся лавок, караван-сараев, заводов, бань, мельниц и постоялых дворов, с показанием также, кому оные принадлежат, кто в них производит торговлю и сколько с них получается дохода, и в 3-х, описанием садов с изъяснением, чьи именно оные, у кого состоят на откупе и какие составляют доходы. Приведя таким образом в известность состояние каждого из жителей г. Елисаветополя, означенные избранные граждане приступят к учинению, в присутствии градской полиции, раскладки следующей к сбору как на содержание полиции суммы, так равно необходимой и на другие общественные расходы, как-то на починку мостов, дорог в городе, на иллюминацию в торжественные дни, освещение города и проч. Раскладка должна быть учинена со всею строгою уравнительностью, смотря по состоянию каждого и как между жителями вероятно есть такие, кои по бедности не могут уплатить нисколько в полицейскую сумму, то от общества будет зависеть делать им облегчение или на случай освободить их вовсе от сей повинности, разложив оную на других, по его усмотрению и соображению. Представив предварительно гражданскому губернатору на рассмотрение и утверждение означенную раскладку, которая должна быть за подписом полициймейстера, частных приставов и избранных граждан,— Елисаветопольская градская полиция, по получении от него разрешения, делает оную известною каждому обществу особо и потом приступает ко взысканию, посредством избранных граждан, с каждого следующего по раскладке, имея строгое с своей стороны наблюдение за сим сбором. А дабы при оном можно было отвратить злоупотребления и запутанность, то принять за непременное правило записывать в имеющуюся составиться особо книгу всех платящих в градскую сумму по имени и прозванию и в приеме взносимых от них денег выдавать им за № квитанцию и за подписом избранного гражданина; самые же деньги хранить в полиции за караулом.

Избранные от обществ граждане утверждаются гражданским губернатором, по представлению об них ежегодно Елисаветопольскою градскою полициею. На обязанность их возлагается также назначение и самый отвод под постой квартир и в особенности наблюдение, дабы из жителей один против другого не был излишне обременен в повинностях.

Употребление собранной суммы на жалованье полициймейстеру, частным приставам и на прочие расходы должно быть производимо по определениям градской полиции, с запискою надлежащим порядком в расход по книге, которую, а равно и другую на записку в приход поступающих от сбора с жителей денег, полиция должна ежегодно предварительно требовать от Казенной Экспедиции Верховного Грузинского Правительства и по истечении каждого же года представлять сей же Экспедиции для обревизования означенные книги, а гражданскому губернатору доносить о количестве остающейся суммы от расхода на содержание полиции и на прочие городские надобности.