1339. Письмо ген.-л. Вельяминова к Мир-Хасан-хану Талышинскому, от 25-го июня 1821 года, № 1956.

После тех забот, какие принимал на себя главнокомандующий в здешнем крае Алексей Петрович Ермолов для водворения у в. высокост. семейственного согласия; после добровольного назначения вами, благоприятель мой, определенных участков из Талышинского ханства для содержания братьев ваших, правительство имело все право заключать, что сим миролюбивым назначением окончатся семейственные раздоры ваши и водворится на долгое время тишина и согласие, всего больше правительством желаемые; но к крайнему удивлению моему, дошло до меня сведение, что правительство напрасно льстило себя сею надеждою и что вы, назначив на содержание меньшего брата вашего Измаил-бека участок и ежегодно 1,000 р. из собственных ваших доходов, с тем, что будете еще содержать его в вашем доме, не только не отдавали ему ни денег, ни назначенного в управление участка, но неприличным братству обращением довели его до того, что должен был отойти от вас, претерпевая во всем крайнюю бедность, и снискивать себе у сострадательных призрение и дневное пропитание.

Предугадываю я оправдание ваше, которое состоять будет в том, что вы по отходе от вас [876] Измаил-бека, дабы уравнять его с прочими братьями, дали ему в управление вместо прежде назначенного участка в Уджарлах магал Сефидаш и предваряю вас, что я знаю о сем и не могу не заметить в. высокост. как того, что неприлично Измаил-беку, не достигшему еще совершенного возраста, управлять магалом, на границе состоящим, так и и того, что магалом тем заведует Абдул-Хусейн-бек, который имея, быть может, собственно от вас наставления, заводит с ним раздоры, стараясь чрез них лишить его по молодости лет всех от того выгод. А потому, быв обязан по званию на мне лежащему не токмо пещись о содержании в приличии ханской фамилии, но и доставлять всякую справедливость каждому из подданных Г. И., я обязываюсь отнестись к вам, благоприятель мой, что бы вы немедленно по получении сего непременно отправили к подполк. Булгакову 3 т. р. на удовлетворение брата вашего Измаил-бека, коих не получал он от вас за три года.

Объяснив в. высокост. неудобства управлять брату вашему Измаил-беку магалом Сефидаш, весьма приятно было бы мне, если бы вы, для отвращения жалоб на вас, назначили ему на содержание такие деревни, кои равнялись бы доходами данным вами прочим братьям и были бы не по границе, а внутри ханства, к чему, по мнению моему, было бы достаточно дер. Бадалан, придав к ней 500 р. из ваших собственных доходов.

Строгая справедливость, на коей каждое действие Российского правительства основывается, дает мне право и в настоящем случае надеяться, что вы, исполнив в точности просьбу мою, не замедлите меня о том уведомить, ибо в противном случае должен предупредить вас, что я вынужден буду принять к доставлению брату вашему приличного содержания такие меры, которые, конечно, не могут быть вам приятны. Еще в 1817 году известно было Алексею Петровичу, что вы, благоприятель мой, удалили от себя почтенных стариков, коих благоразумными советами с большою пользою руководствовался покойный родитель ваш, и что вместо них окружили себя молодыми людьми, которых коварные советы поселяют в семействе вашем раздор и несогласие, а потому и советовал вам главнокомандующий: ,,не отдалять от себя тех почтенных и верных стариков, кои честно служили покойному родителю вашему и содействовали ему своими благоразумными советами". Но совет сей, как слышу я теперь, не подействовал на вас и в числе свиты вашей есть столь неблагонамеренные люди, что не только не приносят своими советами пользы народу, управлению вашему Г. И. вверенному, но действуют сему противно, находя собственную свою выгоду возжигать семейственные ваши раздоры. Почему и обязываюсь поновить вам совет е. выс-а, чтобы вы отдалили от себя неопытных молодых людей, ибо советы их, не принося Талышинскому ханству пользы, не могут быть приятны правительству, о благосостоянии подданных всего более пекущемуся.