1292. Отношение ген. Ермолова к гр. Гурьеву, от 7-го ноября 1822 года, № 235.

При побеге в 1812 году в Персию наследника Карабагского ханства полк. Джафар-Кули-аги, подозревалась в равномерном соумышлении и мать его Хейр-Ниса-бегюм, для отвращения чего взята она была и содержалась под надзором в Тифлисе.

Из переписки по сему случаю предместников моих видно, что женщину сию предполагалось отослать на жительство в Россию; что она в отвращение сего и для доставления себе свободы ехать в Персию соглашалась внести в казну 150 т. р. с.— сумму, по дошедшим тогда сведениям, якобы Персидским правительством сыну ее за измену данную; и что в обеспечение взноса сего описаны были драгоценности ее, не более однакоже 20 т. р. с. стоющие, и сообразно Высочайшей Е. И. В. воле, объявленной гр. Н. П. Румянцовым ген. Ртищеву, в отношении от 5-го августа 1812 года, отправлены в С.-Петербург и приняты в Кабинете Е. В. 3-го января 1813 года; но что впоследствии обнаружилась она менее виновною, чем по началу думали, и отпущена потому в 1814 году на прежнее жительство в Карабаг.

Побуждаясь неоднократным домогательством Хейр-Ниса-бегюмы о возвращении отобранных у нее вещей и принимая в рассуждение, что неприлично лишать ее собственности по одному токмо подозрению, ничем, впрочем, недоказанному,— в особенности же тогда, когда и самый преступный сын ее полк. Джафар-Кули-ага получил в вине своей Всемилостивейшее прощение и живет давно по-прежнему в Карабаге, я счел моею обязанностью, приложа у сего копию с описи принятым в Кабинете Е. И. В. вещам, просить покорнейше в. с. о сделании распоряжения, чтобы значущиеся по оной вещи были немедленно высланы ко мне для выдачи их по принадлежности.