1276. Предписание ген.-л. Вельяминова подполк. Булгакову, от 27-го января 1821 года, № 295.

На рапорт ваш, № 65, спешу вам ответствовать, что Шукур-ага, при личном со мною свидании, убежденный моими внушениями насчет легкомысленности и непостоянства вышедшего с ним Шахсевенского народа и сколь не полезно собственно для него мешкать переселением из нынешнего места его пребывания, потому что чрез хитрости Персидского правительства и посеваемые ныне между беками с ним вышедшими раздор и несогласие может лишиться многих теперь ему повинующихся, — согласился немедленно по возвращении своем в Талыш приступить к переселению всех семейств — не в Ширванскую провинцию, а в Карабаг. Известный теперь, совершенный недостаток в Ширване в подножном корме, столь [841] необходимом для продовольствия Шахсевенского скота, в немалом количестве имеющегося, также недостаток в выгодных под кочевье местах, отзывы о нездоровом климате и усмотренное мною решительное нерасположение как Шукур-аги, так и беков с ним сюда приезжавших селиться в Ширване, решили меня согласиться с их желанием перейти на жительство в Карабаг, ибо я расчел, что лучше сохранить 2,000 сем. в наших границах, хотя и под некоторою зависимостью от Карабагского хана, нежели наверное их потерять без сего снисхождения. К Мехти-Кули-хану Карабагскому я уже писал, чтобы он принял в свое владение Шахсевенские семейства и отвел бы им под поселение выгодные места между Тертером и Курак-чаем; но отнюдь не на Араксе, как сие противно видам правительства и могло бы произвести разные беспорядки. Для скорейшего же исполнения моего требования Мехти-Кули-ханом послан в Карабаг переводчик кап. Мадатов с нужными от меня наставлениями для внушения оных хану. Итак, сколь скоро Шукур-ага прибудет в Талыш, извольте совместно с ним тотчас приступить к переселению в Карабаг его подвластных; насчет же прикрытия их в пути и удержания от набегов предписано от меня немедленно командировать из разных полков три сотни казаков в Ширван под распоряжение подполк. Кузнецова, на которого возложено и самое препровождение Шахсевенских семейств в Карабаг. Казаки сии должны уже теперь выступить в место им назначенное. А потому не оставьте по предмету сему снестись с подполк. Кузнецовым и сообразиться о лучших мерах, какие как с вашей, так и с его стороны нужно будет принять к надлежащему и беззамедленному препровождению их в Карабаг.

Шукур-ага был принят мною с уважением и щедро одарен как сам, так и беки с ним приезжавшие, ибо воля главнокомандующего есть та, чтобы ему оказываемо было особенное внимание и защита, поколику оная приличествовать может человеку прибегшему под покровительство России.

Побег с своими семействами Ноуруз-Али и Сулеймана для Шукур-аги более нежели может быть вреден. Я даже ему сам советовал отослать их от себя обратно в Персию, как людей беспокойных и посевавших между его подвластных раздор и несогласие. Ежели при переселении Шахсевенцев найдутся и другие столько же мятежные беки, то посоветуйте Шукур-аге отнюдь их не удерживать и позволить им с своими семействами возвратиться в Персию, но только без подвластных им людей. Неблагодарность таковых беков наиболее может его наклонить к сему и уверить, сколь полезно для него заблаговременно отделить от себя таких людей, кои и самых верных, повинующихся ему теперь подвластных могут развратить и противу него поставить.

Собственное ваше благоразумие и местные обстоятельства лучше всего покажут вам способы к благонадежному и успешнейшему окончанию сего дела.