1264. Всеподданнейший рапорт ген. Ермолова, от февраля 1817 года.

Вникая в способы введения в здешнем крае устройства, хотя вижу я большие затруднения, надеюсь однакоже со временем и терпением в свойствах Грузин ослабить закоренелую наклонность к беспорядкам; но области ханами управляемые долго противустанут всякому устройству, ибо данные им трактаты предоставляют им прежнюю власть без малейшего оной ограничения, кроме казни, на которую права они не имеют. Управление ханствами даровано им наследственно. Благодетельные Российские законы не иначе могут распространиться на богатые и изобильные области сии, как в случае прекращения наследственной линии или измены ханов. Покойный ген. кн. Цицианов при недостатке средств со стороны нашей, имея внешних и внутри земли сильных неприятелей, присоединил ханства к России. Необходимость вырвала у него в пользу ханств трактаты снисходительные; впоследствии весьма ощутительно было, сколь они противны пользам нашим, отяготительны для народов и сколько потому с намерениями В. И. В. не согласуются. Никто однакоже не воспользовался возможностью переменить их. Измена хана Шекинского вручила нам богатое его владение, главный город взят был нашими войсками, хан бежал в Персию и введено было Российское управление. Гр. Гудович без всякоё нужды вызвал на ханство одного из бежавших ханов из Персии и ныне сын его ген.-м. Измаил-хан им управляет. Таким же образом изменил и хан Карабагский, но был убит; после него остались дети верные и приверженные, и фельдмаршал гр. Гудович должен был возвести сына на ханство, которым доселе владеет, но он бездетен и здоровья весьма слабого. По нем наследник, племянник его полк. Джафар-Кули-ага, который в 1812 году изменил нам, бежал в Персию, вводил Персидские войска в свое отечество неоднократно, с ними вместе на один баталион наш, слабый числом, напал и истребил его. Предместник мой ген. Ртищев призвал его из Персии, Высочайшим Манифестом 1814 года простил его преступление, признал его прежним полковником и ввел в прежние права наследника ханства. Оба сии ханства, положением своим важные, произведениями богатейшие, должны непременно быть управляемы Российскими законами, на том основании как Елисаветопольский округ, — некогда бывшее ханство Ганджинское.

Доводя о сем до сведения В. И. В., всеподданнейше прошу полк. Джафар-Кули-агу не утверждать наследником Карабагского ханства, и хотя ген. Ртищев именем В. В. признал его в сем достоинстве, я найду благовидные причины не допустить его управлять ханством.

Хана Шекинского, озлобившего управлением народ его ненавидящий, жестового свойствами и преступающего дарованные ему трактатом права, я начал уже смирять весьма строгими мерами и даю направление общему мнению, что он ханом быть не достоин.

Я не испрашиваю В. И. В. на сей предмет повеления; обязанности мои истолкуют мне попечения В. В. о благе народов, покорствующих высокой державе Вашей. Правила мои не призывать власти Государя моего там, где она благотворить не может, необходимость наказания предоставляю я законам. По возвращении из Персии, согласуясь с обстоятельствами, приступлю я к некоторым необходимым преобразованиям.