1225. Рапорт кн. Мадатова и с. с. Могилевского ген. Ермолову, от 21-го сентября 1820 года, № 24.— Фит-даг.

Честь имеем донести, что 18-го числа сего месяца открыт нами городовой суд с приличным сему случаю торжеством и уже восприял свое действие.

Исключая двух самых отдаленных магалов Ширванской области, все прочие приведены в присяге на верность подданства Е. И. В. По удостоверению чиновников нами посыланных, присяга повсюду была принимаема с приметным доброхотством и народ весьма доволен, что избавясь власти ханской, взят под непосредственную защиту Российского правительства. [820]

Некоторые откупные статьи, принадлежавшие бежавшим с ханом, а другие и самому хану, кои по побеге его оставались в бездействии, отданы нами вновь на откуп, дабы казна не лишилась своей пользы, именно же: 1) переправу чрез Куру в Джеваде, Альвенде и Зардобе за 620 черв., сроком на 6 месяцев, т. е. по 14-е марта будущего 1821 года; 2) марену за 550 черв., сроком на 1 год потому, что откупщик может от сей статьи получить свои выгоды только 3 месяца в году: апрель, май и июнь, прочие месяцы статья сия бывает без всякого действия, и 3) лавки в г. Фит-даге за 200 черв., тоже на 6 месяцев или по 14-е марта. Есть и еще некоторые незначущие статьи, о которых теперь производятся торги.

Наивеличайшее затруднение встречаем мы в описании доходов с Ширванских деревень. Как не существовало никакого на сей предмет постановления и по безграматству хана не было никакого расписания податям, то, не полагаясь ни на мирз ханских, ни на магальных беков, принуждены мы вызывать к себе старост каждой деревни и чрез расспросы доходить до открытия доходов. Занятие таковое много времени требует и крайне затруднительно, ибо отчасти по умышленной хитрости, а больше по бестолковости деревенских кевх большие нужны усилия, чтобы добиться от них истины. Не смотря на все сие, 6 магалов нами уже описаны.

По описанию, сделанному сотником Кузнецовым, овечьим стадам, оставшимся после бежавших с ханом родственников его и беков, оказалось числом баранов, овец и ягнят 12,224. Хан собственных отар вовсе не имел. По вызову нашему явились охотники для покупки из Кубы, Нухи и Карабага. Завтрашний день начнутся первые торги и если цены будут для казны выгодные, то за исключением из сего числа 2,545 овец, принадлежащих мелику Умуд-беку, прочие все будут нами проданы. О сих же последних, равно о рогатом скоте и лошадях, ему же принадлежащих, и долгом считаем предварительно испросить разрешения в. выс-а, приказано ли будет имущество сего и бека также продать с публичного торгу, или предоставить в пользу его родственников, по тому уважению, что он ханом увлечен почти насильно, имеет расположение возвратиться назад и его родные, в том числе Камбай, его зять, и племянник здесь оставшиеся, — все люди известные по приверженности своей к Российскому правительству.