1212. Тоже, ген.-м. Власова ген. Ермолову, от 19-го августа 1820 года, № 43.— Сел. Сагъян.

Ширванский пристав кап. кн. Макаев не делал до прибытия моего сюда движения своего на деревню, где будто бы скрывается ханское имение и бекские семейства, о чем я вчера имел честь в. выс-у доносить, № 35.

Сегодня, оставивши я отряд казаков с орудием на ночлеге при посту Инчинском, сам поспешил приехать чрез Новую Шемаху в сел Сагьян, в 5-м часу пополудни; а в 7 часов пополудни же получил рапорт кн. Макаева, что уже Мустафа-хан из местечка Сулут со всем семейством своим бежал в сопровождении Ширванской конницы около 200 чел., вследствие чего я дал мои предписания.

1) подполк. Горину 1-му, чтобы он из отряда большими командами поспешил в течении сей ночи занять все нужные пункты от Инчинского поста до Новой Шемахи и старался по мере возможности изловить его; а в противном случае преследовать даже до Куры, действуя не только казаками, но ежели удобно будет и самым орудием по его усмотрению. В секурс к нему, Горину, командировал я отсюда Апшеронского полка одну роту под командою подполк. Саглинова, бывшую у кн. Макаева, с тем, чтобы были оные между собою в близком сношении.

По следам ханским посланы особенно мною офицер с 30-ю казаками прямо из Сагьян; эта партия, имея в виду изменническое движение, будет всем воинским командам давать знать о принятии мер к действию противу него.

2) Подполк. Рыковскому 1-му, дабы по получении тотчас с 170 казаками его имени полка следовал прямо к Куре, к сел. Тилян-кевюну, принадлежащему Джафар-беку, между Зардобом и Джевадом. На сем пункте, как уверяют меня многие из преданных нам, хан будет иметь свою переправу, а может быть и на другом месте, что предоставил я его рассмотрительности, где распорядясь, ежели здесь беглецу удастся тайно проехать, в то время там изловить со всем, что при нем будет находиться. А как Горин преследовать должен хана от гор с тылу, а ему, Рыковскому, следует, взявши у него перед, действовать в лицо, с сохранением всей воинской осторожности и избежать напрасной потери в людях.

Между тем подтвердил Рыковскому в особенности забрать конный табун; ходивший от Новой Шемахи примерно в 20-ти верстах при местечке Кара-булаке, также рогатый скот и овец, находящихся близь Куры; кроме сего, хранящееся ханское имущество якобы в сел. Альвенде, от Зардоба в 30-ти верстах и пониже в Тилян-кевюне и Мюрид-ханэ,— и все сие отправить вверх по Куре за Зардоб и там ожидать дальнейшего распоряжения по этому предмету.

От постов же Сальянского и Зардобского позволил ему, Рыковскому, требовать вспомоществования в людях.

В проезд мой чрез Ширванское ханство я приметил в Татарах, что их ханские обстоятельства ничуть не занимают; их чувства взирают, кажется, на это очень равнодушно. С гор кочуют на низкие места и обрабатывают свои хлеба, но какое их расположение будет далее,— не знаю.

Жителям Фит-дага объявлено от меня, что переселиться им на низменность в. выс-о изъявляете свою волю и чтобы они пребыли в своем положении спокойно, потому что за побегом [811] изменника-хана принимает их Российское правительство в свое распоряжение и будет руководствовать к общему Ширвана благу.

Приставу кап. кн. Макаеву приказал я — все что хану принадлежало и осталось за побегом его в Фит-даге и местечке Сулуте, привести в гласность подробным описанием. Армяне повсюду встречали меня с преданностью и особенною на лице их радостью.

Завтра поутру я сам поспешу к отряду для лучшего его к делу столь важному устройства.

Орудия и баталион пехоты от Кубы в Ширван еще не прибыли.