1196. Собственноручное предписание ген. Ермолова ген.-л. Вельяминову, от 29-го августа 1818 года.— Лагерь на Сунже.

Ген.-м. Пестель чрез нарочного уведомил меня, что пристав в Ширване находящийся дает знать, что Мустафа-хан вооружает жителей и собирает в Фит-даге Лезгин и что замечены делаемые им разные приуготовления. По изменническим свойствам сего человека ожидать того весьма возможно, тем более, что при малейшей опасности может он укрыться в горах, где имеет обширные связи и родство с известным злодеем Сурхай-ханом. Если точно готов он в возмущению, то нет сомнения, что в оном будут многие участниками. Нужно стараться проникнуть, нет ли и у хана Карабагского сего намерения, ибо не будучи никогда между собою согласными, с некоторого времени старались они весьма сблизиться и сверх того поведение сего последнего давно мне кажется подозрительным. Предпишите кн. Мадатову строгое и неусыпное наблюдение и подполк. Реутту воинскую осторожность. Нужно будет на командуемый им полк иметь в готовности продовольствие на достаточное время. Нужно иметь в виду возможность приуготовить оного и в Елисаветополе довольно значительное количество, буде обстоятельства того потребуют. Из Баку трудно доставлять по недостатку подвод и цена за перевозку чрезмерная, а если бы даже и возможно было, то в Зардобе, в самом удобнейшем месте, магазин подвержен опасности и по необходимости надобно будет искать средств перевозить из Елисаветополя, если не найдутся в покупку по близости в ханстве, где, впрочем, избытка хлеба не бывает.

Если бы в Ширванском и Карабагском ханствах могло произойти возмущение, мы в обоих иметь будем большую со стороны своей партию, ибо одни беки, коим ханы сии давали полную власть и неограниченную в неистовствах свободу, будут [801] возбуждать оное, а народ давно уже начал знакомиться с чувствами ненависти к их злодействам. Надобно исключительное обратить внимание на изыскание благонамеренных людей и употребить их тайно на изведание замыслов. Кн. Мадатов может легко иметь таковых по свойству его в Карабаге. В Ширване гораздо труднее сие сделать, ибо недоверчивый злодей берет все предосторожности. Если по обороту дел надобно будет послать войска, то прекратя производимые оными работы, вы изволите по усмотрению вашему отправить сколько нужно будет и начальником над оными ген.-м. Краббе. В Карабаге войск умножать не нужно будет, но только иметь их не так как обыкновенно разбросанными. Кр. Шушу удерживать будет невозможно, ибо значительное число жителей и крепость довольно обширную, не ослабляя себя, защищать небезопасно. Я надеюсь, что баталион Севастопольского полка выступил уже из Елисаветополя; если же еще нет, то нужно будет дать ему 2 орудия артиллерии, которые после при случае возвратятся из Дагестана. По числу артиллерии при войсках иметь комплект снарядов в запасе в кр. Елисаветопольской, равно и для той артиллерии, что в Карабаге, о чем теперь же сделать распоряжение. Извольте давать мне знать о получаемых вами сведениях, ибо они могут иметь большое влияние на мои в здешнем крае распоряжения.

Письмо ген. Ермолова к Мустафа-хану, от августа 1818 года.

В. пр. должно бы со мною поступать чистосердечно, ибо я постоянен в дружбе, которую обещал; но вы не уведомляете меня, что в ханстве вашем некоторые жители вооружаются по приказанию вашему и что вы приглашаете к себе Лезгин. О сем должно мне дать знать как главнокомандующему и как приятелю, ибо я обязан ответствовать пред великим Государем нашим, если не защищу верных его подданных, а вам, как приятель, сверх того, должен придти на помощь. Скажите мне, в. высокост., кто смеет быть вашим неприятелем, когда Российский Император удостаивает вас своего высокого благоволения. Не хотя в ожидании ответа вашего потерять время быть вам полезным, я теперь же дал приказание ген.-л. Вельяминову, по рассмотрению его, отправить войска и артиллерию в ханство, в. пр. управляемое, к вам на помощь. Так приятельски и всегда поступать я буду и если нужно, то не почту в труд и сам приехать, дабы доказать, каков я приятелям и каков буду против врагов ваших. Ожидаю нетерпеливо вашего ответа и прошу за отсутствием моим уведомлять ген.-л. Вельяминова, который имеет полную власть действовать по обстоятельствам,— следовательно также усердно будет помогать вам.