1184. Всеподданнейший рапорт ген. Ермолова, от 19-го ноября 1826 года.

Командир Кавказской резервной гренадерской бригады ген.-л. кн. Эристов, начальствующий в Кахетии, уведомил меня, что горские Лезгины, соседственные оной, призвав в помощь к себе 5 т. чел. горцев из вольных обществ, неповинующихся нам, намереваются делать нападения на Кахетию и что партия в 1,000 чел. конницы и пехоты перешла на правый берег р. Алазани для разбоев. Он, собрав небольшой отряд при Царских Колодцах, выступил против сей партии, получив известие о взятом ею направлении.

Перед вечером 6-го числа сего ноября передовые разъезды увидели неприятеля, неподалеку от Алазани прогоняющего похищенные стада овец, который, заметив движение войск наших, приуготовился к обороне.

С довольною твердостью вступил неприятель в перестрелку, но когда ген.-л. кн. Эристов приказал 2-м ротам Грузинского гренадерского полка ударить, не мог неприятель противиться и рассеялся совершенно, оставив на месте несколько тел, которые не успел унести с собою, и бросив 2 знамени. Наставшая темнота не допустила преследовать и неприятель, пользуясь оною и местами гористыми, мог спастись от истребления. На другой день, на рассвете показывались на другом берегу Алазани по высотам большие толпы неприятеля, но предпринять ничего не осмеливались.

Джарские Лезгины, по известиям преданных нам людей из их общества, не намерены обратиться к покорности и по внушениям Аббас-мирзы и обещаниям наград пригласили к себе горцев. Перехваченные старшины, посыланные Джарцами к Аббас-мирзе, сие подтверждают и что они с особенностью и обнадеживанием были приняты.

Я дал приказание ген.-л. кн. Эристову с полками 20-й пехотной дивизии, которые намеревался я расположить на зиму в Шекинской и Ширванской провинциях, вступить во владение Джарских Лезгин и без всяких неприязненных действий стараться обратить их к прежней покорности и чтобы они выслали призванных ими горцев. Если же окажут сопротивление, понудить их к тому силою оружия.

По спокойствию, водворяющемуся во всех провинциях, нельзя было ожидать от Джарцев подобного упорства и я желал бы употребить войска на другое занятие; но оставить Джарцев без наказания невозможно, ибо пример ими подаваемый может быть вредным впоследствии, когда отдалятся войска, внося войну в землю неприятельскую, и для защиты Грузии нельзя будет оставить больших сил.

Один полк из 20-й пехотной дивизии расположил я в Елисаветополе, где по недостатку войск доселе не было оных; 5 полков вступят в Джарские владения. [794]

В. И. В. обязан я всеподданнейше предварить, что такое число полков должен я назначить единственно потому, что они весьма некомплектны и что меньшее число оных могло бы встретить силы много неравные, к чему в войсках необходим некоторый навык.