1173. Письмо ген. Ермолова к Джарцам и Белаканцам, от 6-го ноября 1816 года.

Пред сим писал я к вам и требовал непременной выдачи Грузинских князей, воровски проехавших из Персии в Джары, коих укрывательство и выбор дорог, одним разбойникам известных, доказывают, что они отправлены с злыми намерениями. Но ни исполнения в требовании моем не вижу, ни ответа от вас не получил. Между тем извещен я достоверно, что сии изменники России: Иван Цицианов, Горджаспи Натала-швили, Гарсеван Чока-швили, Реваз Джандиеров и Николай Авалов были препровождены к царевичу в Анцух Джарскими старшинами Ибрагим Цотор-оглы, и Тавад-оглы, Чероя-Хаджием и Махмадом и что 27-го числа прошлого месяца обратно оттуда отправились с частью царевичевой свиты в намерении опять воровскими же дорогами пробраться в Персию. Знаю я при том, что Джарское и Белаканское общества получили от Персидского правительства 10 т. р. с. за то, чтобы царевичу дать свободную дорогу чрез свои земли и при его побеге проводить до Персидских границ.

Ведайте однакоже, что сии 10 т. р. могут стоить вам токов горьких слез и крови ваших семейств. Впрочем, мне известно, что те Грузинские князья остаются еще в Джарах и не отправились в Персию. Итак, есть еще время загладить вам свою вину и спасти себя. Возьмите себе 10 т., присланные к вам от Персидского правительства, но не поддавайтесь на измену и докажите, что умеете свято хранить присягу, на Алкоране вами данную, быть ненарушимо верными Е. И. В. Я позволяю вам употребить сии деньги в свою пользу и прощу вам все, если только выдадите мне изменников Грузин.

Волнение крови моей от негодования на недостойный ваш поступок умеряет теперь во мне единая только известность о неизреченном милосердии и беспредельной благости сердца Е. И. В. к тем, кои хотя впадут в преступление, но, обратясь к раскаянию, умеют исправить свою вину. Посему-то, имея силу в руках своих и имея тысячу способов подавить вас среди самых жилищ, я с усилием удерживаю себя в пределах терпения, ожидая только, с каким уважением будет вами исполнено мое требование. Но храни вас Бог прибегать к плутовству и ложным оправданиям в своих поступках! Верьте, что от меня не скроется обман. Тогда я не потребую от вас выдачи тех только Джарских старшин, кои провожали сих Грузин и принимали их в свои домы, ибо они не могли на сие отважиться без согласия всего общества. Следовательно и казнь одних только их была бы не достаточна, но весь народ должен будет испытать тягость праведного наказания за свое вероломство. Между же тем существование ваших аманатов, имеющихся в Тифлисе, будет зависеть от собственной вашей доброй или злой воли. Однако, в последнем случае, какое посрамление для Джарского и Белаканского обществ, отличаемых от Г. И. между всеми Дагестанцами, когда аманаты ваши, за измену вашу и клятвопреступление, первые подвергнутся поносной висельной казни! А что сие случится, если не последуете моему совету, то примите в том залогом всегда твердое мое слово. Остаюсь вам доброжелательный.