1159. Письмо ген. Ермолова к гр. Нессельроде, от 14-го октября 1824 года, № 244.

В отношении моем от 29-го июля, № 207, пространно изложены причины, побуждающие не желать возвращения в Шекинскую провинцию бывшего хана ее Мамед-Хасан-хана, ослепленного и в Астрахани ныне проживающего.

Препровождаемый при сем оригиналом рапорт и. д. Шекинского коменданта будет свидетельствовать пред в. с., какие были плоды единого только соболезнования Г. И. к участи слепца сего, быть может до него дошедшего и некоторую надежду подавшего, и чего ожидать можно при появлении его в провинции, жители которой сохранили и доселе в пользу его воспоминания.

Рапорт маиора Лещенко ген.-л. Вельяминову, от 19-го сентября 1824 года, № 814.

Прибывший в г. Нуху из Астрахани Армянин Цатур Карапетов и из Ширвана тамошний житель Хаджи-Иса разнесли слухи, якобы слепой Мамед-Хасан-хан возвратится сюда и будет по-прежнему ханом Шекинским. Известие таковое распространилось не только по городу, но и по магалам и по легковерию здешнего народа некоторыми из них принято за истину. Слух сей, конечно, наиболее имеет влияние на семейство Мамед-Хасан-хана, живущее в г. Нухе, которое может мечтать о видах для него льстящих и тем поколебать умы народа, склонного к ложным заключениям. Не менее также полагаю я и то, что слепой Мамед-Хасан-хан, имея переписку с семейством своим, может быть льстит его сею надеждою; а потому, дабы вывести легковерный народ сей из заблуждения, я чрез публикацию объявил, чтобы оп нелепым слухам сим не верил, вразумив его, что где Российское правительство утвердило уже свои законы и правосудие, там власть мусульманская восстановлена быть не может.

Донося о сем в. пр., покорнейше прошу предложить Астраханскому правительству о воспрещении Мамед-Хасан-хану вести переписку с семейством его, находящимся в г. Нухе; а если таковая дозволена будет ему, то не иначе, дабы письма его были там рассматриваемы, кои, впрочем, он никогда чрез почту не отправляет, но вообще присылает чрез людей, торговлею занимающихся, зачем и надобно тамошней полиции иметь строгий надзор, помянутого же Армянина, разнесшего ложные слухи, инею честь испрашивать разрешения о наказании его публично в г. Нухе для примера и опасения другим заниматься подобными разглашениями. О Ширванском жителе Хаджи-Иса, который, как говорят, разгласил здесь и то, будто бы проживающая в Ширване сестра слепого Мамед-Хасан-хана получила от него о сем письмо, я вместе с сим сообщил тамошнему коменданту, присовокупя ему, что человек сей хотя и прибыл сюда по его билету, но не получив его в возврат, тайно из города уехал. При сем также не лишним считаю присовокупить мнение мое, что для лучшего спокойствия здешнего края и пресечения подобных слухов не бесполезно было бы удалить Мамед-Хасан-хана из Астрахани, как пограничного города и имеющего весьма частые с страною здешнею сообщения, внутрь России. Впрочем, известие сие теперь никаких неприятных последствий иметь не может.