1146. Отношение ген. Ермолова к гр. Гурьеву, от 12-го марта 1822 года, № 88.

От 23-го июля прошедшего 1821 года, № 74, ген.-л. Вельяминов имел честь испрашивать предписания в. с. Казенной Экспедиции Верховного Грузинского Правительства об исключении из числа принадлежности казне состоящей Шекинской провинции в г. Нухе водяной мельницы и разведенного близь нее небольшого сада, поступивших в казну по несправедливому токмо показанию о принадлежности оных хану во время описания Шекинской провинции, но которые по произведенному на месте дознанию оказались действительно принадлежащими Армянину Аллах-Верди Насирову.

Вместо ожиданного благосклонного вашего отзыва, получил я теперь представление здешней Казенной Экспедиции, испрашивающее предписания моего кому следует о доставлении к ней документов на принадлежность Насирову мельницы и сада и сведения, почему оные вошли в число казенных статей и по чьему исследованию признаны упомянутому Армянину принадлежащими, дабы она, рассмотря оные и удостоверясь в подробности, действительно ли та мельница и сад принадлежат Насирову и почему оные включены в число казенных статей, могла удовлетворить требования Департамента государственных имуществ, от 20-го сентября прошлого и 16-го января, № 67, настоящего года по предмету доставления оному своего о том заключения.

Сколь для звания главноуправляющего, облекаемого особенною Высочайшею Г. И. доверенностью, ни оскорбительно, что представления его передаются на заключение Казенной Экспедиции,— места, из его зависимости не изъятого, и она ставится тем в обязанность поверять, до какой степени основательны отношения его и давать свое мнение, заслуживают ли они уважения; но чувства справедливого сего сетования умаляю я мыслью, что вышеписанное требование Департамента в Экспедицию последовало без сведения в. с. и что вы, быв всегда благосклонно-внимательны к моим или в отсутствие мое правящего должность мою представлениям, не попустите впредь Департаменты вам подчиненные подвергать оные подобному испытанию, тем паче, что неуместному настоящему требованию Департамента государственных имуществ Казенная Экспедиция не в состоянии удовлетворить сама собою, ибо все знания ее о принадлежности казне в Шекинской провинции имуществ простираются не далее того, что при [775] описании оной в опись включено и ей показано и следовательно, если возможно допустить оскорбительный к званию главноуправляющего обман, то он таковым распоряжением никак не обнаружится, потому что дознание о том на месте не может происходить мимо его предписания, при котором, согласитесь в. с., найдет он возможность подтвердить основательность своего представления.

Но дабы домогательства Департамента не оставались тщетными, я имею честь сообщить вам, что отыскиваемая мельница подарена в 1810 году ген.-л. Джафар-Кули-ханом Нухинскому жителю Армянину Насирову, — отцу теперешнего претендателя, на что дана от хана талага (дарственная бумага), ко мне представленная, действительность коей подтверждена дознанием, деланным по моему предписанию на месте в 1820 году, что сад близ нее разведен отцом уже просителя, но что поступило все в опись как бы собственно ханское достояние по непредъявлению во время описания провинций вышеписанной талаги и по ложному показанию о принадлежности якобы хану тех, на словах которых описыватели тогда основывались.