1137. Всеподданнейший рапорт ген. Ермолова, от 13-го апреля 1820 года.

После умершего в прошедшем году ген.-м. Измаил-хана Шекинского отправлены были в ханство артиллерии ген.-м. Ахвердов и правитель Канцелярии главноуправляющего, с. с. Могилевский для учреждения временного правления и приведения в ясность поступавших к хану доходов. Родственники хана, надеявшиеся удержать во власти своей ханство, имели выгоду скрывать их сколько возможно; чиновники занимавшие главные места в ханстве, единоплеменники выбежавшие с отцом хана из Персии, затмевали их, боясь отчетности; из числа народа ненавидевшие хана и против него озлобленные представляли такое множество жалоб и претензий, что на удовлетворение их надлежало бы отвратить нескольких дет доходы ханства и все было в великом замешательстве. Я приказал удалить родственников хана в Елисаветополь, дабы уничтожить влияние их на ханство и тем водворить спокойствие между жителями оного, из коих большая часть желали давно управления Российского, но боялись обнаружить приверженность, опасаясь подпасть мщению наследников хана. Артиллерии ген.-м. Ахвердов и с. с. Могилевский ввели между народом спокойствие, учредили временное правление, изыскав в состав оного людей наиболее нам преданных, устроя наблюдение за теми, кои могут быть нам вредными. Открыли доходы, которыми пользовался хан и какая часть оных отвращаема была на содержание многочисленной его фамилии, какими способами производилось взимание доходов, которые из доходов могут теперь почитаемы быть постоянными и впоследствии возрасти при благоустройстве; отличили те из них, кои вырываемы были неограниченною властью хана и кои в милосердое и попечительное правление В. И. В. не должны иметь места. Рассмотрели состоящие на хане долги, опрокинув требования беззаконные, чем поставили в возможность уплатить их доходами в нынешнем 1820 году, сохранив даже некоторые остатки оных.

Из доставленных сими чиновниками мне сведений смею всеподданнейше донести В. И. В., что за наделением пенсионами многих из родственников хана и содержанием чиновников, для управления провинциею нужных, поступать должно в казну сто тысяч рублей Российскою серебряною монетою, по крайней мере.

Я в скором времени отправлюсь сам в Шекинскую провинцию, войду в рассмотрение хозяйственной части оной и способов взимания доходов, обо всем подробно объясню министру финансов и в будущем 1821 году доходы с провинции поступят в полное его распоряжение. О поступающих за нынешний год доходах, не получивших еще надлежащего движения и обращаемых на уплату долгов ханских, буду я иметь верную отчетность.

Отдавая должную справедливость усердию к службе и отличным трудам артиллерии ген.-м. Ахвердова и с. с. Могилевского, благоразумные действия коих, сопровождаемые достоинством и должным приличием, удостоверили жителей, что не вотще надеялись на попечение о них правительства, заставляют меня, всеподданнейше повергнув их в Ваше, всемилостивейший Государь, на них воззрение, испрашивать артиллерии ген.-м. Ахвердову аренду, как не имеющему никакого состояния и большое семейство; с. с. Могилевского буду иметь счастие представить по возвращении моем из Шекинской провинции, где будет он со мною для нужных пояснений по возложенному на него поручению, и полезный знанием здешнего края сей чиновник более еще заслужит милости В. И. В.