1131. Рапорт ген.-м. Ахвердова и с. с. Могилевского ген.-л. Вельяминову, от 18-го ноября 1819 года.

В Шекинской области, присоединенной ныне к владениям Российской Империи, знатная часть доходов заключается в податях, взыскиваемых с урожая хлеба и разных других произведений земли. Почему, для вернейших сведений о количестве ежегодного урожая и для отвращения всяких злоупотреблений, ханы, владевшие сею областью, всегда имели при себе, конечно, не менее 100 чел. особых чиновников и простых служителей, которые посылаемы были в деревни для описания шелковичных садов и также участков земли, занимаемых под [762] хлебопашество. Люди сии, быв обязаны наблюдать за количеством посевов разных произведений и за действительным урожаем оных, обыкновенно находились и при самом снятии их с полей, производя в тоже время взыскания податей с урожая, долженствующих ныне поступать в казну Е. И. В. Сборы всех других повинностей, рассылка приказов по магалам и деревням, понуждения в точном исполнении оных и вообще все следственные дела равномерно на сих же людей были возлагаемы.

Пособия такого рода, хотя с числом людей несравненно меньшим, и ныне по мнению нашему признаются необходимо нужными, ибо без оных ни городовой суд, ни председательствующий в оном не будут иметь надлежащих успехов в производстве дел. Почему, согласно с словесным приказанием в. пр., составив примерный штат чиновникам и служителям, действительно нужным для управления Шекинскою областью, с означением каждому жалованья, честь имеем представить оный в благоусмотрение ваше. Вменяем при том в обязанность нашу присовокупить, что хотя в сей области учрежден городовой суд точно на том основании, на каковом существуют оные в провинциях Бакинской, Кубинской и Дербентской, где никакого и не полагается жалованья чиновникам, служащим и в оном по выбору; но мы, соображаясь с состоянием и свойствами народа, признаем полезнейшим для службы, если для членов Нухинского городового суда и прочих служителей будет определено жалованье, в том уважении, что люди сии, отвлекаясь от и домов своих и хозяйственных упражнений, могли бы без сего пособия терпеть нужду и неохотно стали бы впредь служить в суде; а сверх того, в случае поборов по обычаю ханского правления или и других каких злоупотреблений, Российскому правительству нельзя было бы без некоторого к ним снисхождения употребить надлежащей строгости во взысканиях.

Штат чиновникам и служителям, для управления Шекинской области нужным, с означением сколько кому из них нужно положить жалованья, от 18-го ноября 1819 года.

Для городового суда.

Им жалованья серебром в год

Коменданту, председательствующему в оном, 500 р. жалованья, столько же столовых и 200 р. на бумагу, сургуч и прочие канцелярские расходы — 1,200 р., двум заседателям из беков, каждому по 250 р. — 500 р., от народа — одному Татарскому и одному Армянскому, каждому по 150 р. — 300 р.; одному сторожу и двум рассыльным каждому по 30 р.— 90 р. На отопление и освещение суда, на бумагу и проч. 75 р. — Итого 2,135 р.

При коменданте

Письмоводитель, который также будет находиться и при городовом суде, 200 р.; двум переводчикам письменному 150 р., словесному 120 р.; посыльным 10 чел. конным, обязанным иметь собственных лошадей и на содержании, каждому, сверх освобождения от податей, жалованья 50 р.— 500 р., трем пешим для рассылки по городу на таком же положении, каждому по 30 р.— 90 р.; казначею 350 р., помощнику 150 р. — Итого 2,560 р. — Всего же вообще 3,725 р.