1095. Рапорт ген.-л. Вельяминова ген. Ермолову, от 27-го июля 1819 года, № 110.

Рапорт маиора Дистерло о последовавшей 24-го числа сего месяца смерти Шекинскому владельцу ген.-м. Измаил-хану при сем в подлиннике имею честь представить вместе с рапортом ко мне кн. Мадатова и копиею с наставления, данного им маиору Дистерло при отъезде своем из Нухи в Кубинскую провинцию.

По сему случаю к одной роте, имеющейся в Нухе, командирован мною туда еще баталион 9-го Егерского полка при 2-х орудиях и 1 казачий Золотарева полк. Мера таковая признана мною необходимо нужною, как для удержания в спокойствии народа, так и для пресечения интриг, ибо не смотря на ненависть вообще всех Шекинцев к фамилии Джафар-Кули-хана, нельзя чтобы некоторые из них не имели партии им доброжелательствующей, особливо мать Измаил-хана,— женщина хитрая и умная, а также и Кичик-ага не упустят при сем случае действовать к своим пользам. С другой стороны партии слепого Мамед-Хасан-хана и брата его Селим-хана, в Персии находящегося, равномерно не оставят делать в народе разных внушений.

Ничто не может быть благоприятнее сего случая к уничтожению в Шекинском владении ханской власти и к принятию оного в непосредственную зависимость от Российского правительства.

Имею честь ожидать на сие воли в. выс-а; до получения же от вас разрешения, не приступая ни в какой перемене, я ограничил себя одним присовокуплением к данному уже маиору Дистерло наставлению от кн. Мадатова стараться с неослабною деятельностью из-под руки наклонять Шекинский народ к единодушному желанию, дабы в Шекинском ханстве по примеру Бакинской и Кубинской провинции введено было Российское правление С прибытием же туда войск поручил ему объявить о сем и всенародно.

Наставление кн. Мадатова маиору фон-Дистерло, от 20-го июля 1819 года, № 257.

На случай смерти Измаил-хана рекомендую вам немедленно собрать в Нуху со всех 4-х магалов с Нухинского Хаджи-Садр-эддин-бека, с Кабалинского Ахмед-султана, с Арешского Ибрагим-султана и с Агдашского Мелик-агу, и в присутствии вашем со всеми членами сими, во-первых, дабы не могло произойти какого-либо зла, отобрать все ханские печати и запечатать своими, во-вторых, приступить к строжайшему наблюдению за сбором всех доходов, которые получает Измаил-хан с Шекинского ханства. Доходы сии и печати должны сохраняться под общим вашим надзором, впредь до разрешения о том высшего начальства. Сверх того, до воспоследования особых постановлений в непременную обязанность вашу поставляю обще с означенными чиновниками благоразумными распоряжениями не допустить Шекинский народ до безрассудного волнения и, успокоив оный, стараться всячески по возможности делать справедливые удовлетворения по их различным жалобам и отнюдь не допускать их до обид со стороны беков и других, коим они подчинены. За отъездом же моим по делам службы на довольно долгое время в Дагестан, имеете обо всем относиться прямо к ген.-л. Вельяминову 1-му, а о чрезвычайных случаях доносить мне, адресуя в Кубу.

Рапорт ген.-л. Вельяминова ген. Ермолову, от 23-го июля 1919 года, № 106.

Кн. Мадатов рапортом от 17 го сего месяца донес мне, что он, прибыв в Шекинское ханство, нашел Измаил-хана в Бумском магале близ дер. Ниж, занимающегося приготовлением войск для отправления в. Кубу, коих часть была уже собрана; но чрез два дня Измаил-хан заболел так трудно, что нет никакой надежды к его выздоровлению. Почему кн. Мадатов остановился там дня на два,— единственно для того, чтобы за смертью его, в предохранение народа от волнения, мог сделать нужные распоряжения к спокойствию целого ханства.

После такового рапорта я не получил еще от него подтверждения ни о смерти Измаил-хана, ни об облегчении его болезни.

Насчет Мустафа-хана Ширванского долгом поставляю также довести до сведения в. выс-а, что чиновник его мирза-Хусейн, недавно привозивший сюда 8 т. черв., следующих в дань с Ширванского владения, уведомил меня, что Мустафа-хан около 2-х уже месяцев трудно болен. Вслед за тем партикулярно получены были известия, якобы он умер, а [738] сегодня вновь распространились слухи по всему городу о его смерти. Я однакоже ни от кн. Мадатова, ни от пристава кн. Макаева не имею о сем никакого официального донесения. А потому чрез летучую почту требую немедленного уведомления меня о состоянии здоровья Мустафа-хана, подозревая, не скрывается ли под сим разглашением какого-либо коварства? Сколь же скоро получу отзыв, не премину об оном донести в. выс-у.

Рапорт маиора 9-го Егерского полка фон-Дистерло 2-го ген.-л. Вельяминову, от 24-го июля 1819 года, № 81.

Сего числа, после восьмидневной болезни Исмаил-хан помре, по полудни в 4-м часу.

Предписание ген.-л. Вельяминова приставу Шекинского ханства маиору фон-Дистерло, от 27-го июля 1819 года, № 111.

Для удержания жителей ханства в надлежащем спокойствии, а особливо от приверженников Селим-хана, находящегося в бегах в Персии, я предписал откомандировать к вам баталион 9-го Егерского полка, 2 орудия и весь казачий Золотарева 7-го полк. Полк. Золотарев назначен мною командиром сего отряда и от меня предписано ему содействовать вам во всем, что до спокойствия жителей относится; в управление же ханства отнюдь не вмешиваться. А вам рекомендую в точности исполнить предписание к вам по сему предмету кн. Мадатова от 20-го сего месяца, № 257, доколе от меня или от главнокомандующего не получите дальнейших предписаний.

Если бы Селим-хан осмелился появиться в ханстве, то стараться или схватить или истребить его.

А между тем с неослабною деятельностью старайтесь из-под руки наклонять Шекинский народ к единодушному желанию, чтобы в Шекинском владении введено было Российское правление по примеру Бакинской и Кубинской провинций; с прибытием же туда войск извольте объявить о сем и всенародно.