1076. Записка по делу казненных Измаил-ханом Жидов Шекинского ханства, в дер. Варташены, 1816 года.

Донесение от самих казненных Жидов, что подтверждается многими жителями как дер. Варташены, так и другими.

В прошлом 1816 году, в дер. Ханабади убит семилетний мальчик, сын муллы Абдуллы; мальчику дано было несколько ран кинжалом в грудь и перерезана шея. По донесении о происшествии сем хану, спрашивал он у жителей упомянутой деревни, кого более они в убийстве сем подозревают и не был ли кто в деревне во время происшествия сего из посторонних. Несколько женщин отвечали, что в то время из посторонних никого более не замечали, как трех Жидов из дер. Карабалдыр. Измаил-хан послал тотчас за упомянутыми тремя Жидами, велел их привести в дер. Дехнэ, куда и сам в тоже время отправился. Прибыв в дер. Дехнэ и взяв с собою Жидов, хан переселился близь оной деревни в Трут (обнесенное частоколом для загона скота место) и приказал слугам своим упомянутых трех Жидов мучить, вынуждая оных признаться в убийстве мальчика. Жиды были жестоко биты палками, [724] клещами рвали у них носы, уши, щеки и грудь и напоследок выбиты зубы. хан, не довольствуясь сими жестокостями,— стращая Жидов, вколотил им зубы их в головы. Жиды сии не признавались в убийстве; страдая между тем от подобных мучений, вынуждены были сложить вину в убийстве мальчика на Жидов дер. Варташены. хан немедленно послал за Варташенскими Евреями, коих прибыло в Трут до 30-ти чел. Из сих двое преданы были равномерной участи, как и Жиды дер. Карабалдыр; но все без признания. Напоследок взят был третий из молодых Варташенских же Жидов, которого приказано было бить палками, стращая при том испытанием подобных мучений, как и первые Жиды. Бив таким образом сего последнего, заставляли его признаться в убийстве мальчика или принять мухаммеданскую веру; но сей скорее согласился переменить веру, нежели признаться в несправедливости. По перемене молодым Жидом веры, он вновь был бит, стращаем казнью и в тоже время мужеложствован ханским слугою Авшар-Измаилом (бежавшим после того в Персию). После сего сей последний по молодости лет своих вынужден был сказать, что убили мальчика действительно те два Варташенские Жида, кои прежде сего были мучимы; но остальные из 30-ти Варташенских Жидов просили хана дело сие исследовать по законам. хан, напротив того, бывшим при сем некоторым из дер. Фахралы (где мальчик убит) жителям приказал бить всех Жидов, кои в тоже время и были биты и обнажены. Один из страдавших Варташенских Жидов был тогда же ханом арестован, взят в г. Нуху, там убит и брошен в яму у крепостных ворот. Тело брошенного сего в яму Жида показано было за 25 р. Жиду Мехти, потом 35 заплачено было ханскому слуге Наурузу, который позволил сие мертвое тело Жидам взять и похоронить.

Напоследок Авшар-Измаил, бежавший, как выше сказано, в Персию вместе с Бала юзбаши Варташенским и другими ханскими слугами, по приказанию самого хана, ограбили все жидовские домы дер. Варташены, изнасиловали 6 жидовских женщин и одного Жида убили. Из Жидов, жен коих насиловали Хойцы, двое бежали от посрамления в Турцию.

У Жидов пограблено в сие время, кроме денег, коих они показывают 34,280 р., несколько жеребцов, волов и много других вещей.

Показание производившего над Жидами экзекуцию Алиджана, слуги ханского, жителя Хойского, в дер. Варташены, 8-го февраля 1816 года.

Неподалеку от сел. Дехнэ, на месте, называемом Трут, то есть месте, обнесенном частоколом для пастьбы скота, Измаил-хан, призвав Алиджана, приказал ему стоявших пред ним двух Варташенских Жидов, Шамуила и Мюршуда, казнить и бить. Сей будто бы отговаривался сначала, что он, ходивши для богомолья в святое место Кербелай, был напоследок принужден упомянутым двум Жидам рвать клещами ноздри, уши, щеки, грудь и руки, в присутствии самого хана. Прежде сего упомянутые Жиды были уже жестоко биты палками, в чем также из Хойцев ханские слуги Керим и Казим сами лично признались, а при том уверяли, что казнены Жиды были действительно Алиджаном и Сафар-Али в присутствии самого хана, и что хан был тогда в добром здоровьи. хан же сам хотя сначала и говорил, что он в то время в беспамятстве был болен и что о сем происшествии ничего не знает, но напоследок должен был и сам во всем признаться. Во время свидания хана с главнокомандующим в Грузии ген.-л. Ермоловым на Мингечауре, его превосходительство желал тогда же видеть Алиджана; но хан отвечал, что его при себе не имеет, между тем как Алиджан находился тут же и его заставляли спрятаться.

Донесение Карабалдырского Жида Ибрагима.

(Жиды мучимы были таким образом, для открытия убийцы, как и выше сказано, одного мальчика, в чем хан подозревал их). Мулла Абдулла, житель дер. Ханабади, имел двух жен, из коих у одной был любовник. Сей, прохлаждаясь нередко с своею возлюбленною, имел свидетелем упомянутого муллы Абдуллы сына, которого без сомнения он много опасался. В один день любовница предлагает своему возлюбленному умертвить мальчика, что будто бы им и исполнено, после чего любовник ее Татарин Баба бежал будто бы скоро в Карабаг. Подобные мучения произведены были над четырьмя другими Жидами и из тех один задушен в Нухинской крепости и брошен в яму у ворот оной.

Донесение муллы Абдуллы из сел. Ханабади, коего мальчик был убит.

Мулла Абдулла уверяет, что Татарин Баба не бежал никогда и живет до сих пор в дер. Ханабади и что он о любви Татарина сего с его женою ничего не знает и не слышал. [725]

Впрочем, он сам не знает ничего о убийстве его сына; но слышал, что женщины видели в то время 3-х Жидов из дер. Карабалдыр, кои прошли по деревне и говорили, что будто бы они убили мальчика; но когда хан после истязаний спрашивал у них, то они сказали, что убийцы были из дер. Варташены. Поэтому самому Варташенские Жиды и были допрашиваемы и казнены, из коих один мальчик был устращен обещаться принять мухаммеданскую веру и сказать, что те из Варташенских Жидов, кои наказаны, сделали сие убийство.

Мулла Абдулла подозревает более Карагулинского пастуха Абдуллу, который при хане Джафар-Кули убил его брата, но будучи защищен тогда барином своим Хаджи Шамшадилем, был оставлен. Сей будто бы, досадуя на муллу Абдуллу, который жаловался хану на него в убийстве брата его, убил и его сына.

Пастух Абдулла Карагулинский содержится в г. Нухе под стражею, оставлен будучи мною до повеления в. пр.

Подписал полк. Иванов.