СВОД ЗАКОНОВ "ТАЙХОРЁ"
702-718 гг.
XIII.
НАСЛЕДОВАНИЕ 1
4 статьи
Статья 1. Родные братья и сыновья государя
Статья 2. Наследники
Статья 3. Определение законного старшего сына
Статья 4. Браки царевичей
Статья 1.
Родные братья и сыновья государя 2
Родных братьев и сыновей государя всегда считать старшими царевичами, так же считать и сыновей правящей государыни 3.
Всех других [сыновей и братьев] считать младшими царевичами 4.
Лица пятого поколения старших царевичей 5, хотя и именуются царевичами, но к государевым близким родственникам не относятся.
Статья 2.
Наследники 6
Что касается наследников лиц третьего ранга и выше, та всегда [им] должен быть законный старший сын 7.
Если нет законного старшего сына, а также если он совершил преступление [или] болен, [наследником] ставить старшего родного внука.
Если нет законного старшего внука, то наследником следует ставить младшего брата старшего сына от той же матери.
Если нет младшего брата, то [наследником] ставить старшего сына от второй жены.
Если нет старшего сына от второй жены, то [наследником] ставить младшего брата внука-наследника от той же матери.
Если нет младшего брата, то [наследником] ставить старшего внука от второй жены.
[У лиц] четвертого и более низких рангов (наследником] ставить только законного старшего сына (здесь имеются в виду не простолюдины) 8; если законный старший сын лица [136] восьмого и выше ранга совершил преступление [или] тяжело болен, то разрешать [его] замену [в наследовании].
Старейшина этого рода должен внимать государевым указам.
Статья 3.
Определение законного старшего сына 9
Для определения законного старшего сына лиц пятого и выше рангов следует подавать петицию в министерство гражданской администрации.
[Министерство], проверив истинное положение дел, должно докладывать Государственному совету.
Если законный старший сын совершил преступление [или] тяжело болен (под преступлением подразумевается пристрастие к вину, а также другие преступления, когда человек становится недееспособным в будущем; под тяжелой болезнью подразумевается неизлечимая болезнь) и поэтому не может наследовать, то надлежит уведомлять соответствующее управление.
Проверив истинное положение дел, разрешать замену.
Статья 4.
Браки царевичей 10
Царевич 11 может взять в жены старшую царевну.
Если лицо нецарского рода берет в жены царевну пятого колена, то разрешать 12.
Однако царевич пятого колена не может брать в жены старшую царевну 13.
Комментарии
1
. Данный закон, состоящий из четырех статей, определяет круг родственников царя и порядок наследования главы дома для лиц первого — пятого рангов.2
. Сыновья и дочери царя и царицы (первой жены царя), братья и сестры царя считались близкими родственниками; царевичам присваивался титул синно (старшие царевичи) и первые четыре придворных класса [Рё но гигэ, 1955, с. 5]. Термин «синно» можно перевести и «царевичи крови»; царевны крови назывались «найсинно».3
. Хотя согласно традиции трон должен был наследовать старший сын правившего царя, но порядок престолонаследия не соблюдался; например, царь Тэмму (672-685) был младшим братом царя Тэнти (662-671), царица Саймэй (655-667) — женой царя Дзёмэй (629-641), царица Дзито (686-697) — второй дочерью царя Тэнти и т.д. [Нихон котэн, 1974, т. 2, с. 327, 383, 485].4
. В категорию «сёво» (досл. «разные царевичи») — «младшие царевичи» — отнесены все царевичи я царевны, кроме синно и найсинно.Такое деление царевичей на две категории имело не столько политическое (ибо порядок престолонаследия не соблюдался), сколько церемониальное и экономическое значение, ибо царевичи разных классов и рангов получали разное довольствие. Подробнее см. I, ст. 1 и IX, ст. 4.
5
. Госэй — праправнуки старших царевичей (считая старшего царевича первым поколением, его сына — вторым, его внука — третьим, его правнука- четвертым); тем самым ограничивался круг младших царевичей.6
. Кэйси — наследники, в «Рё но гигэ» объясняется: «Это — старший сын» (с. 147).Эта статья содержит положения о наследовании в семьях лиц нецарского дома, но имеющих какой-либо ранг.
При этом проведено различие между наследниками лиц первого — третьего рангов и наследниками лиц четвертого — восьмого рангов. В первом случае право наследования распространялось на старшего сына, внука, младшего брата старшего сына, старшего сына второй жены, младшего брата старшего внука от одной матери и внука от второй жены. Во втором случае наследником мог быть только старший сын.
7
. Согласно японской традиции, существующей и в настоящее время, право наследования положения главы семьи и всего имущества имел только старший сын. После смерти отца никакого раздела имущества не происходит, поэтому младшие братья либо могут оставаться в семье на положении лиц, зависимых от старшего брата, либо уходить из дома, но без имущества. Отсюда возникла так называемая проблема «вторых сыновей», особенно в сельском хозяйстве Японии; «вторые сыновья» вынуждены искать работу на стороне.В этой связи понятна серьезность решения вопроса о том, кто может быть наследником, если нет старшего сына (умер или безнадежно болен).
В VII-VIII вв. (и значительно позднее) в царстве Ямато существовало многоженство (например; у царя было четыре жены и наложницы); то же было у знати и чиновничества. Хотя все жены считались законными, но главной была первая жена, и ее дети и внуки (в частности, старший сын) являлись законными наследниками; только в случае отсутствия детей от главной жены наследниками могли быть дети от второй жены; о детях третьих и последующих жен в данном законе ничего не говорится.
8
. Сёнин — простой народ, простолюдины, здесь в значении — «безранговые лица».9
. Статья гласит о проверке дееспособности наследника главы семьи. Этим занималось министерство гражданской администрации, но только в отношении знатных семей (первого — пятого рангов).10
. Данная статья регулирует браки членов царского дома.11
. Во — царевич. Здесь не сделано разграничения между старшими и младшими царевичами, но из заключительного абзаца данной статьи ясно видно, что это относится к царевичам до четвертого поколения включительно.12
. Брак лиц нецарского рода с царевнами до четвертого поколения включительно не разрешался, но с царевнами пятого поколения допускался потому, что они не считались близкими родственниками царя [Рё но гигэ, 1955, с. 147].13
. Запрещение царевичам (только по названию) пятого поколения вступать в брак со старшими царевнами (главным образом, с дочерями царя) преследовало цель ограничить круг близких родственников царя.