Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 8

№ 15

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская, Государыня Всемилостивейшая

Всеподданнейше продолжаю доношение о настоящих важных ведомостях. Назавтрее отпуску последней всеподданнейшей реляции моей под № 14, приехавшу мне х канцлеру графу Улефелду, сей министр немедленно сообщил, что от генерала графа Брауна новейшая реляция получена за числом сего февраля 7-го St. N., в которой подтверждает о толикой скудости, в французской армии, как в провиянте, так и в фураже, имеющейся, что маршал Бель-Иль, оставя некоторыя постирунги по той стороне реки Вара, с армиею возвратится принужден. Еже инако быть не могло. Противу здешней армии идучи, солдатам толко на 10 дней хлеба и кавалерии на толикое ж время фуража роздать было мочно. А на походе изошло 5 дней. По той же стороне реки Вара ничего сыскать было нелзя. Следователно, он, маршал, в те места назад пошел, где нечто собрать мочно. И о привозе ордеры дал 1.

О генуэжских происхождениях сей министр ничего не упоминал. А от знатных персон по партикулярным писмам слышу, якобы не толко с полтораста французских офицеров, но и несколко баталионов в генуэжский порт вошли. Однакож в одном писме о баталионах инако пишется. А имянно, что оныя вошли в приморский город Монако, в гарнизон, который надлежит князю того имяни 2, и от Генуи далеко лежит. Оный же князь есть под протекциею короля французского.

В том же писме значится, коим образом генуэжские поступки странны есть. Ныне де в гражданстве и народе вся сила и авторитет. А однакож Сенат употребляет маркиза Дория (не князя, как о том на прошлой почте донесено) к пересылкам с генералитетом об акомодаменте с здешним двором. А князя Дория 3 отправил в Париж. И чтоб гражданство и народ в акомодаменте с здешним двором [131] участие имели, не слышно. К тому ж и Сенат по выше означенному [с] доброю верностью не поступает. Здесь окончевается содержание выше помянутого писма.

От ведомостей об армии команды генерала Брауна сообщено мне весма подобоверно, что как скоро чрез Вар назад перешел, то кавалерию немедленно по частям отправил, где толко фураж найтить надежда была. Отправил же и часть инфантерии в сторону Генуи по морскому берегу. Толко ж прямыя операции противу того города весма вскоре за продолжающимся по ныне неимением тяжелой артилерии, распутицы ради, предприняты быть не могут. И понеже в Ломбардии просухи еще ждать долго, то оная артилерия купно с провиянтом на судны нагружена и тянется в верх из реки в другую. Но не без труда ж, для того, что оныя ныне во многих плоских местах разлилися. К тому ж доволное число лошадей собрать нелзя после военного разорения, и досталный рогатый скот в Медиоланских землях падает. А по малой мере применится трудно, коль скоро оная артилерия х каменистым местам привезена быть может.

Вчерашняго дня о полудни по приглашению, паки от фелдмаршала принца Гилбургау-Зенского 4 чрез присланного третьяго дня офицера учиненному, был я еще при смотре втораго кроацкого баталиона, который он в графствах Лике и Корбавии собрав, изрядно обучил. Состоял оный баталион в тысяче или весма мало менше человеках, включая прима-плану гренадирскую компанию и плотников. [132] А досталные от тысячи при багаже мимо города проехали. Народ — середняго возраста, здоровый. Мундир имели, как и первый баталион, далматинским фасоном, ружье огненное и сабли изрядныя. Два кроацкия ж баталионы в толиком же числе людей проходят пониже здешняго города чрез Моравию и Богемию, да один, как слышу, чрез Стирию, и еще некоторое число конных.

По составлении сего в запас Вашего Императорского Величества высокий указ от 17 дня прошлаго генваря приемлю с рабскою покорностию, при котором изобретаю копии российския и немецкия трех промеморей, а имянно, одна, поданная бывшим при дворе Вашего Императорского Величества пруским полномочным министром бароном Мардефелдом 5, другая посолственным пруским же секретарем Варендорфом 6, да третья, яко высочайший ответ Вашего Императорского Величества ему, секретарю, на обе данный. По которому указу, поступя точно, и о том, что мне прибавочно повелено, донести не премину.

В протчем сие [с] глубочайшим рабским респектом прекращаю.

Вашего Императорского Величества всеподданнейший раб Л. Ланчински.

Из Вены. 11 февраля 1747. 7

АВПРИ, ф. 32, оп. 32/1, 1747, д. 5, л. 40-42.


Комментарии

1. В реляции № 9 от 21 января (1 февраля) 1747 г. Л.-К. Ланчинский писал: «Эвенемент генуежского мятежа Франции не описанную причинил ползу. А инако де, есть ли б генерал Браун тежелую артилерию получил за время из Генуи, как то быть могло, тоб о сю пору уже глубоко во Франции находился» (АВПРИ, ф. 32, оп. 32/1,1747, д. 5, л. 25, 26 об.)

2. Оноре III Камил-Леонор (1720-1795), принц Монако, 5-й герцог Валентинуа, с 1733 г. князь Монако.

3. Дориа Джованни Андреа IV (1705-1764), с 1737 г. 12-й князь де Мелфи,

4. Саксен-Гильдбургхаузен Иосиф-Мария-Фридрих-Вильгельм (1702-1787), принц, с 1734 г. генерал-фельдвахтмейстер, с 1735 г. фельдмаршал-лейтенант, с 1736 г. фельдцейх-мейстер, с 1741 г. фельдмаршал Австрии, с 1739 г. генерал-фельдцейхмейстер Священной Римской Империи.

5. Мардефельд Аксель (1691 или 1692-1748), с 1728 г. по 1746 г. прусский посланник при русском дворе.

6. Варендорф Конрад-Генрих (1710-1757), с 1740 г. секретарь прусского посольства при русском дворе, с августа 1746 г. по апрель 1747 г. — в статусе временного поверенного, в 1750 г. прусский посланник при русском дворе.

7. Реляция № 15 получена в Санкт-Петербурге 4/15 марта 1747 г. (АВПРИ, ф. 32, оп. 32/1, 1747, д. 5, л. 42 об.).