Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Джованни Пико делла Мирандола

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) происходил из семьи графов Мирандолы, получил широкое университетское образование: в 1477–1479 гг. изучал каноническое право в Болонье, позже слушал курсы лекций по античной литературе в Ферраре, по философии в Падуе (1480–1482 гг.), Павии (1483 г.) и Париже (1485–1486 гг.). Среди учителей, оказавших наиболее заметное влияние на мировоззрение Пико, были известные философы школы падуанского аверроизма Николетто Верниа и Элиа дель Медиго. Молодой граф Пико поражал современников прекрасным знанием многих древних и новых языков (греческого, латинского, арабского, халдейского, еврейского и др.), широчайшей философской эрудицией. 1484 год Пико провел во Флоренции, где завязалась его дружба с Марсилио Фичино, Анджело Полициано и другими деятелями Платоновской академии. По возвращении в 1486 г. из Парижа в Италию молодой философ завершил ряд сочинений: «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (Commento alia canzona d'amore di Girolamo Benivieni), «900 тезисов, касающихся философии, каббалистики, теологии» (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et teologicae) и «Речь о достоинстве человека» (Oratio de hominis dignitate), снискавших ему славу яркого мыслителя. Свои «900 тезисов» он выдвинул для публичного диспута в Риме, а «Речь о достоинстве человека» предполагал произнести как вступительную на этом диспуте. Однако созданная папой Иннокентием VIII комиссия теологов в начале 1487 г. признала часть тезисов еретическими, и диспут был запрещен. Написанная Пико в защиту осужденных тезисов «Апология» (Apologia) еще более разгневала папу, постановившего считать еретическими все 900 тезисов. Пико предали суду инквизиции, он пытался бежать в Париж, но был арестован по дороге в начале 1488 г. От сурового приговора суда молодого философа спасло заступничество Лоренцо Медичи, взявшего его «на поруки». Все последующие годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей – Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Лоренцо Медичи, Джироламо Бенивьени. Он пишет ряд значительных сочинений – «Гептапл» (Heptaplus, 1489 г.), «О Сущем и Едином» (De Ente et Uno, 1492 г.), «Рассуждения против божественной астрологии» (Disputationes adversus astrologiam divinatricem. 1494 г.), оказавших заметное влияние на развитие ренессансной философии. Важное место в творчестве Пико занимает и его переписка с многими известными гуманистами.

На мировоззрение Джованни Пико делла Мирандола воздействовали многие философские школы и направления античности и средневековья, а также концепции гуманистов, в частности Марсилио Фичино, и современных схоластов. Однако творчество Пико отличают стремление к созданию собственной системы, в которой многие разнородные идеи органически сплавляются, оригинальный, смелый подход к решению ряда гносеологических, космологических, антропологических и этических проблем. Одно из главных его идейных устремлений – поиски «единой истины», скрытой в различных философских и религиозных одеждах. Мечта о «философском мире», о единении философов всех стран и направлений вела Пико к созданию синкретических концепций и даже зародила дерзкую мысль «примирить» Платона с Аристотелем – этой цели было посвящено оставшееся незавершенным сочинение «О Сущем и Едином». Развиваемые здесь космологические идеи носят пантеистическую окраску. В представлении Пико, бог являет собой некое абстрактное единство, существующее повсюду и нигде не локализованное, полноту всего, но стоящую вне универсума. Бог непознаваем, но возможно познание мира, полагает Пико, поскольку он одушевлен неким [352] разумным началом, математически упорядочен. Не случайно Пико искал ключ к познанию мира в пифагорейской теории чисел, и вместе с тем в символике Каббалы, мистике, магии, которую рассматривал как «практическую часть науки о природе».

В своем последнем сочинении Пико выдвинул ряд оригинальных идей, утверждая независимость земного мира и человека от движения небесных тел. Учение о свободе воли человека определяет его антропологию, изложенную в «Речи о достоинстве человека» и «Гептапле». Рассматривая человека как связующее звено между материей и духом – «узел мира», Пико наделяет его абсолютной свободой самоформирования, видя в этом величие человека. Но человек формирует себя через познание, постижение законов мироздания. Главную роль здесь играют этика и наука о природе; завершающий этап познания Пико оставляет за теологией с ее богооткровенными истинами. При этом философия, по его убеждению, должна стать достоянием каждого человека, а не занятием горстки избранных. Только обогащенному знаниями разуму окажутся доступными высшие тайны мироздания, в постижении которых и заключено высшее блаженство человека. Пико приходит к обожествлению человека – ведь он, как и бог, лишен определенности и способен сам творить свою сущность. Пико доводит до логического завершения гуманистическую идею о безграничных творческих способностях человека. Он подчеркивает постоянную активность человеческого интеллекта, в земной жизни постигающего сущность собственной и окружающей природы с помощью философии, основанной на свободном, не скованном догматизмом поиске истины, а в трансцендентном бытии, способного понять Единое, Истину и Благо (Пико трактует эти категории в духе неоплатонизма). Практический вывод из учения Пико о достоинстве человека оказал заметное влияние на развитие идей ренессансного свободомыслия.

Возвышая роль философии как науки, добывающей истину, как силы, помогающей человеку формировать самого себя, Пико в то же время выступал против подмены ее риторикой – истина, полагал он, не нуждается в словесном приукрашивании. Эти идеи он развивал в полемике со своим другом гуманистом Эрмолао Барбаро. Его призыв не допустить профанации научной истины не противоречит, однако, страстно защищаемой им идее о том, что философия должна стать всеобщим достоянием, – разрыв между мудрецами и невежественной толпой преодолевается благодаря свойственному всем людям стремлению к знанию и их способности подняться к его вершинам.

Из сочинений Пико на русском языке опубликованы «Речь о достоинстве человека» и «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» – в кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М, 1981.

Настоящее издание включает переводы письма Пико к Эрмолао Барбаро и его сочинения «О Сущем и Едином». Перевод письма сделан Ю. А. Шичалиным по изданию: Prosatori latini del Quattrocento, p. 804–822. Перевод трактата «О Сущем и Едином» осуществлен О. Ф. Кудрявцевым по изданию: Giovanni Pico della Mirandola. De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno, Firenze, 1942, p. 386–441.

Сверила О. И. Варьяш.

Текст воспроизведен по изданию: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М. МГУ. 1985

© текст - Брагина Л. М. 1985
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© МГУ. 1985