G. PINTO. IL LIBRO DEL BIADAIOLO. CARESTIE E ANNONA A FIRENZE DALLA META DEL’200 AL 1348. Firenze, Ed. Leo S. Olschki, 1978. 562 p.

ДЖ. ПИНТО. КНИГА ТОРГОВЦА ЗЕРНОМ.

ГОЛОД И СЪЕСТНЫЕ ПРИПАСЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ С СЕРЕДИНЫ XIII В. ДО 1348 Г.

Флоренция: Изд-во Лео С. Ольшки, 1978. 562 с.

«Книга торговца зерном» — это 18-й том серии «Тосканская историческая библиотека», издаваемой Тосканской депутацией отечественной истории. Основную часть этого тома (р. 157–542) составляет публикация труда Доменико Ленци «Человеческое зерцало», обычно называемого «Книга торговца зерном». Публикации предпослано исследование Джулиано Пинто, в котором дается подробная характеристика самого источника и его автора, краткий историографический обзор, анализ движения цен на зерно во Флоренции и ряда других вопросов. Книга снабжена обширным списком литературы, таблицами и графиками, индексом имен, кратким словарем, а также комментариями к источнику.

Рукопись, хранящаяся в флорентийской библиотеке Лауренциана, была давно известна. К ней обращались такие ученые как Р. Каджезе, Р. Давидсон, В. Бранка, Ф. Анталь. Они, однако, пользовались отрывочными сведениями, или же изучали труд Ленци в филологическом и искусствоведческом аспекте. Этот источник никогда еще не исследовался целиком, и основное его содержание — сведения о ценах за длительный период — до сих пор не привлекало к себе внимания. Между тем, если учесть, что подобного рода данные для первой половины XIV в. практически отсутствуют, и что речь идет о времени, когда Флоренция находилась в зените экономического могущества, то объективное значение этого источника становится очевидным.

«Книга торговца зерном» содержит серии цен на разные виды зерна на флорентийском рынке с июня 1320 г. по ноябрь 1335 г., а также многочисленные заметки, характеризующие повседневную жизнь рынка и продовольственную политику флорентийской коммуны. В источнике описываются голодные годы и многочисленные народные беспорядки, вспыхнувшие как во Флоренции, так и в других городах Италии во времена неурожаев и голода. Изредка даются и сведения о политических событиях. В основной текст рукописи автор включил целый ряд стихотворений и изречений, относящихся по содержанию к тематике рукописи и отражающих его умонастроение. Они носят преимущественно дидактический и морализирующий характер. Рукопись снабжена девятью миниатюрами, часть которых воспроизведена в книге. Эти миниатюры, сделанные по заказу Ленци неизвестным художником, изображают боттегу торговца зерном, флорентийский рынок в дни голода, сельскохозяйственные работы и ряд других сюжетов, связанных с содержанием рукописи. Эти миниатюры — яркое свидетельство искусства Флоренции XIV в. Исследователь флорентийской миниатюры П. Д’Анкона считал их лучшими образцами тосканского неродного искусства начала XIV в. (р. 9).

О Доменико Ленци известно только, что он был флорентийским торговцем зерном. По мнению Дж. Пинто он жил примерно с 1305 по 1348 г. Ленци был автодидактом, латинского языка он, по собственному признанию, не знал, но он читал и знал Данте, влияние которого [370] чувствуется в стихах, читая Сенеку в итальянской переводе. Дж. Пинто считает, что «Зерцало» было написано в период, когда голодные годы и эпидемии следовали одна за другой, по всей вероятности в начале 40-х годов. При этом Ленци пользовался записями, сделанными им же в предшествовавшие годы.

Работа Ленци далека от литературных традиций того времени. Она существенно отличается от традиционных средневековых хроник и от современных ему флорентийских исторических трудов тем, что в ней говорится лишь об одном аспекте городской жизни. Книга Ленци не похожа и на моральные трактаты или воспоминания. Она скорое дневник, но дневник рынка. Истинный герой книги, по словам Дж. Пинто, это рынок Орсанмикеле, превратности которого тщательно фиксируются автором.

Идейные позиции Ленци вполне в духе того времени. Он глубоко религиозный человек, который считает, что плохие урожаи зависят от бога, наказывающего таким образом людей за алчность. С грустью автор говорит о счастливой прошлой человечества. Он негодует по поводу испорченности людей и высказывает надежду, что его книга сможет дать им полезный урок на будущее. Ленци — горячий патриот своего родного города; он не устает восхвалять Флоренцию и ее правителей. Взгляды Ленци отражают и новые веяния, а именно растущий интерес к экономический проблемам. Это, по справедливому замечанию Дж. Пинто, скромное свидетельство той новой культуры, которая начала развиваться во Флоренции того времени.

На основании ценнейших и несомненно вполне достоверных сведений, содержащихся в опубликованной источнике, привлекая обширный дополнительный материал, Дж. Пинто воссоздает интересную картину ряда аспектов социально-экономической жизни Флоренции и ее контадо. Он, например, обращает внимание на то, что пшеница, которой питались горожане, уже в XIV в. была главной зерновой культурой в флорентийском контадо. Рост значения пшеницы по сравнению с второстепенным зерном объясняется, по его мнению, в известной мере распространенной землевладения горожан, которые вели хозяйство, руководствуясь своими личными интересами и рыночный спросом. Трудности, испытываемые Флоренцией с обеспечением зерном (контадо мог снабжать город лишь пять месяцев в году), автор объясняет главным образом малоподходящими для выращивания зерновых культур природными условиями и относительно малым количеством крестьян по сравнению с городским населением. Крестьяне составляли чуть больше 50% населения Флоренции и его контадо. В Европе того времени соотношение между крестьянством и остальным населением было 9 : 1 (р. 76). Малейший неурожай делал ситуацию драматической. Первая четверть XIV в. была в этом отношении более или менее благополучный временем. Но и период с 1328 г. до чумы 1348 г. неурожайные годы следовали одни за другим, и Флоренции пережила три тяжелейших периода голода. Политические события усугубляли трудности. Поскольку положение в остальных частях Италии было не лучше, то и импорт зерна был затруднен. В этих условиях большое значение приобрела политика коммунальных властей. Она сводилась в основном к продаже на рынке в голодные годы по более низким ценам зерна, закупленного оптом вне Флорентийского государства. В известной мере это сдерживало рост цен. В исключительных случаях вводились и твердые цены. Наряду с этим велась борьба с спекуляцией, запрещались закупки больших партий зерна, временно отменялись налоги на зерно и т. д. Начиная с тяжелого голода 1329 года, все более тщательным становился контроль над рынком, возрастали расходы на продовольственную политику (в 1346–1347 гг. одни лишь закупки зерна стоили коммуне 300 тыс. флоринов). В это время оформлялись коммунальные учреждения, призванные следить за обеспечением города продовольствием. Источниками финансирования [371] закупок зерна во все большей степени становились косвенные налоги. Тем самый увеличивалось участие бедных слоев населения в борьбе за хлеб. Целью властей, по мнению Дж. Пинто, было не только смягчение голода, но и стремление предотвратить активное выражение народного недовольства, в опасности которого власти отдавали себе отчет. Подобная политика носила классовый характер; она отвечала интересам тех, кто находились у власти.

Анализ влияния частых неурожаев на различные слои деревенского населения приводит автора к выводу, что это в значительной степени способствовало ухудшению их экономического положения, пролетаризации части крестьян, росту задолженности и тем самым увеличению зависимости крестьян от землевладельцев. Голод бывал причиной крупных беспорядков в флорентийском контадо.

В голодные годы население Флоренции в значительной мере пополнялось выходцами из деревни. Количество бедноты нередко достигало 1/5 всех жителей. Сопоставляя заработную плату строительных мастеров и рабочих с ценами на хлеб, Дж. Пинто пришел к выводу, что в голодные годы последним не хватало денег даже на хлеб для семьи из четырех человек. В таком же положении находилась большая часть наемных рабочих; они жили на грани нищеты. В результате частого голода организм, естественно, настолько ослабевал, что человек становился восприимчивым ко всякого рода болезням, особенно к эпидемиям чумы.

Нет нужды перечислять все вопросы, которых касается автор. Сказанного достаточно, чтобы оценить значение его исследования, не говоря уже о его заслуге по тщательной публикации этого единственного в своем роде источника.

А. Д. Ролова

Текст воспроизведен по изданию: Дж. Пинто. Книга торговца зерном. Голод и съестные припасы во Флоренции с середины XIII в. до 1348 г. // Средние века, Вып. 45. 1982

© текст - Ролова А. Д. 1982
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 1982