Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИННОКЕНТИЙ III

58. – Послание папы Иннокентия III о крестовом походе.

1198 г.

Горя пламенным желанием к освобождению святой земли из рук нечестивых, посоветовавшись с мудрыми людьми, которые хорошо знали обстоятельства времени и места, и с одобрения [554] священной коллегии, мы постановляем, да изготовятся крестоносцы (cruce signati) так, чтобы, через год от нынешнего июня к июньским календам следующего года, все те, которые предприняли отплыть за море, собрались в королевстве Сицилии, одни, как то следует и подобает, в Брундузие, а другие в Мессине и в других местах соседних этим обеим гаваням; к тому времени и мы, если Богу угодно, располагаем прибыть туда лично, дабы христианское войско могло нашим советом и помощью спасительно устроиться и идти в поход с божественным и апостолическим благословением. Пусть позаботятся о приготовлении к тому же самому сроку и те, которые положили отправиться сухим путем. При этом мы предоставляем себе приставить к ним для совета и помощи надлежащего легата с нашей стороны (de nostro latere).

Священники же и прочие клерики, какие случатся в христианском войске, как подчиненные, так и прелаты, пусть тщательно настаивают в своих проповедях и убеждениях, поучая всех словом, равно и делом, чтобы они всегда имели пред глазами божественный страх и любовь, да не скажут или совершать чего, что оскорбляет величие божие. И если когда-нибудь впадут в прегрешения, то пусть снова воспрянуть в истинном покаянии, с уничижением сердца и плоти, сохраняя умеренность в пище и одежде, отложив в сторону всякие распри, дабы, снабженные духовными и физическими средствами, они могли тем безопаснее бороться с врагом веры, не думая много о своем могуществе, но возлагая надежду на силу божию. Клерикам же дозволяем получать свои доходы в течение трех лет, и если они живут при церквах и будут иметь нужду, то могут отдавать свои доходы в залог.

А чтобы такое наше святое повеление не встретило препятствий и не было замедлено, мы строго предписываем всем прелатам церквей, каждому в своей местности, заботливо убеждать и склонять к исполнению данных пред Богом обетов, как тех, которые решились возложить на себя знамение креста, так и прочить крестоносцев и других, которые впоследствии примут крест; и если то окажется необходимым, пусть побуждают к тому личным отлучением от церкви или наложением запрещения на их земли, исключая, однако, те лица, которым встретится препятствие и которые, по усмотрению апостолического престола, должны будут, на основании уважительных причин, изменить или отложить свои обеты.

Ко всему этому, дабы в деле христовом ничего не было упущено из относящегося к тому, мы желаем и повелеваем, чтобы патриархи, архиепископы, епископы, аббаты и другие, на которых возлагается забота о душах, тщательно обращались с крестным словом к своей пастве, заклиная Отцом и Сыном, и Духом святым, единым, истинным, вечным Богом, королей, герцогов, князей, маркграфов, графов, баронов и прочих вельмож, а также городские коммюны (communiones civitatum) и коммюны сельские (communiones villarum) и коммюны местечек (oppidorum), чтобы все те, [555] которые сами лично не отправились на помощь святой земле, поставили соответственное число воинов и взяли на себя необходимые расходы на три года, каждый по мере сил своих, во отпущение своих грехов, как то выражено во вселенском послании и как то мы повторим ниже для большого обеспечения.

Мы желаем, чтобы это отпущение распространялось не только на тех, которые доставляют свои корабли, но и на тех, которые позаботятся выстроить суда для этого предприятия. Тем же, которые откажутся – если только могут найтись столь неблагодарные пред Господом Богом нашим – мы возвещаем несомненно от лица апостольского престола, пусть они знают, что в последний день суда они с трепетом дадут нам ответ в том; впрочем еще прежде того они должны подумать, с какою совестью и с какою уверенностию они могут положиться на единородного Сына божия Иисуса Христа, ему же все предано в руки, если они откажутся в этом деле служить тому, кто распят за наши грехи, милостью которого они живут, благодатью которого поддерживаются и чьею кровью искупляются.

А чтобы о нас не подумали, что мы возлагаем на плеча людей громадную и невыносимую тяжесть, сами не желая поднять для того даже нашего пальца и походя на тех, которые говорят, как нужно делать, а сами ничего не делают, мы даем и жертвуем на это дело тридцать тысяч фунтов, которые мы могли сберечь от своих крайне умеренных и необходимых расходов, сверх корабля, уступленная нами крестоносцам, из Рима и из соседних мест, ассигнуя при этом три тысячи марок серебра, оставшихся у нас от благостыни некоторых верных, с тем, чтобы они были с верностью розданы руками блаженной памяти аббата и иерусалимского патриарха и магистров Храма и Госпиталя, на пользу и необходимое для той земли.

Желая также, дабы другие прелаты церкви и все клерики приняли участие в том же, мы постановили с одобрения всеобщего собора, чтобы все клерики, как подчиненные, так и прелаты, представляли в течение трех лет для вспомоществования святой земли двадцатую часть церковных доходов, чрез посредство лиц, который будут назначены апостолическим усмотрением. Но из этого исключаются те духовные, которые взяли крест или имеют намерение взять, и лично отправятся в поход.

Мы же сами и наши братия, кардиналы святой римской церкви, будем взносить десятую часть сполна; да будет ведомо, что все обязаны к тому под страхом отлучения, так что всякий, кто с умыслом прибегнет к обману, будет отлучен.

Следуя справедливым предписаниям покойного императора (Фридриха I), мы даем особенные преимущества крестоносцам со времени их отправления в поход; они пользуются освобождением от всех поборов, налогов и других тягостей; их лицо и имущество, по принятии креста, находятся под покровительством блаженного Петра и нашим собственным и состоят под защитою архиепископов, епископов и всех прелатов церкви; кроме того, назначаются [556] еще особые защитники, так что их имущество сохранится в целости и неприкосновенности до тех пор, пока не получится верное известие о их смерти или возвращении, и если кто-нибудь замыслить против них злое, то будет остановлен церковным судом.

Если заимодавцы задержать кого-нибудь из крестоносцев, принуждая внести клятвенно утвержденные проценты, то мы предписываем с такою же строгостию заставлять их отказаться от данной им клятвы и от требования процентов. Если же кто-нибудь из заимодавцев будет вынуждать силою проценты, то мы повелеваем требовать от них возвращения процентов.

Евреев же предписываем принуждать светскою властью к возврату процентов, и пока они того не исполнять, всем верным во Христе прекратить с ними всякое сношение под страхом церковного отлучения. Тем же, которые не могут в настоящее время уплатить долгов евреям, князья дают надлежащую отсрочку, дабы их не беспокоили процентами по принятии пути до тех пор, пока не придет положительное известие о их смерти или возвращении. Да будет известно прелатам церкви, что они будут строго наказаны, если окажут невнимание в суде крестоносцам и их семействам. Так как корсары и пираты (cursarii et piratae) весьма много препятствуют помогать святой земле, полоня и грабя идущих и возвращающихся оттуда, то мы налагаем узы отлучения в особенности на их пособников и укрывателей, и угрожаем анафемою всякому, кто заведомо вступить с ними в торговые сделки, а правителям городов и местечек вменяем в обязанность воздерживать и препятствовать такому нечестию, ибо не останавливать злых людей есть то же самое, что и покровительствовать им: действия тайной шайки обременяют совесть того, кто не противится ее явным преступлениям; мы желаем и повелеваем, чтобы прелаты употребили всю церковную строгость против таких лиц и их владений.

Кроме того, мы отлучаем и подвергаем ана?еме тех лживых и нечестивых христиан, которые доставляют сарацинам против самого Христа и христианского народа оружие, железо и корабельное дерево, а также и суда или корабли, или служат кормчими на разбойнических судах сарацин, управляют их военными машинами, или дают им какой-нибудь совет или помощь в ущерб святой земле; имущество таких конфискуется и сами они превращаются в рабов. Предписываем повторять такие приговоры во всех приморских городах по воскресным и праздничным дням, и недра церкви не разверзнутся пред ними, если они не передадут в пользу святой земли как своего беззаконного стяжания, так и самих себя, чтобы быть наказану тем же, в чем прегрешили. Если же кому нечем будет заплатить пени, то наказать его так, чтобы это наказание отняло у других смелость к чему-нибудь подобному.

Сверх того запрещаем всем христианам, под страхом анафемы, ходить в земли сарацин, живущих на Востоке, или плавать на своих кораблях в течение четырех лет, чтобы чрез то [557] оставалось большее число кораблей для желающих отправляться на помощь святой земле, и чтобы лишить сарацин тех значительных выгод, которые они получают обыкновенно от торговли.

Хотя на различных соборах вообще запрещали турниры (torneamenta) под известными наказаниями, но так как в нынешнее время они служат большим препятствием крестоносному делу, то мы запрещаем их строжайше на три года под страхом отлучения.

Так как для исполнения такого предприятия в особенности необходимо, чтобы князья и христианские народы соблюдали мир, то мы, по настоянию святого вселенского собора, постановили, чтобы по крайней мере в течение четырех лет сохранялся всеобщий мир на всей земле христианской, и чтобы прелаты церквей склоняли поссорившихся к полному миру или к ненарушимому сохранению перемирия; те же, которые воспротивятся, будут отлучены лично и на их владения наложится строжайшее запрещение, если только обида не будет так велика, что нельзя было бы радоваться миру. Если они не уважут церковного наказания, то им придется бояться, чтобы церковная власть не признала против них светской власти, как против нарушителей крестоносного дела.

Мы же, вспомоществуемые милосердием Всемогущего Бога и авторитетом блаженных апостолов Петра и Павла, властью, которую нам, хотя и недостойно, даровал Бог вязать и решить, всем, кто возьмет на себя труд лично пли издержками, даруем полное отпущение их грехов, в которых они исповедались с сокрушенным сердцем, и в воздаяние праведных обещаем вечное спасение как тем, которые приняли не личное участие, но на свой счет и соответственно своему имуществу и званию поставили надлежащих воинов, так и тем, которые, хотя на чужой счет, отправились в поход лично. Мы желаем и соглашаемся, чтобы это отпущение, сообразно помощи и благочестию каждого, распространилось на всех, которые окажут помощь святой земле из своего достояния или дадут помощь и совет тем, которые благочестиво отправятся на этот подвиг; да послужить оно к их спасению. Аминь.

Иннокентий III.

Expeditions pro recuperanda terra sancta ordinatio.


Папа Иннокентий III (от 1198 до 1216 г.), после неудачной попытки Ричарда Львиное-Сердце и Филиппа II Августа, явился одним из самых ревностных поборников нового крестового похода и оставил после себя большую переписку по этому предмету с различными лицами. Первое место в этой переписке занимает его «Предписание похода для освобождения святой земли»; оно издано вместе с другими его посланиями у Duchesne, Historiae Francorum scriptores etc. Par. 1649, т. V, стр. 749 и след.

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887

© текст - Стасюлевич М. М. 1887
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Рогожин А. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001