№ 62
1661 г. сентября 6—7.— Дело в Астраханской приказной палате о желании вернувшегося из хивинского плена индийца Алла-уд-дин Айюба принять православную веру и поступить на русскую службу.
I. 1661 г. сентября 6. — Расспросные речи в Астраханской приказной палате индийца Алла-уд-дин Айюба.
(л. 1) 170-го сентября в 6 день. Привел в приказную полату Ондрей Унковской иноземца, а как зовут — того не ведает, а сказал: великого государя по указу велено того иноземца роспросить и держать великого де государя до указу в приказной полате за решоткою.
И тот иноземец в приказной полате роспрашиван, а в роспросе сказался: индеец, торговой был человек, Алядинком зовут Аюпов сын. Тому де ныне 15 лет ездил он, Алядинка, в Балх город торговать (л. 2) и в Балхе де жил 2 года и, исторговався, из Балха поехал де было назад, и на дороге де взяли ево в полон бухарцы и привезли к себе в Бухары, и жил де в Бухарех 3 года, и бухарцы де продали ево в Хиву, и жил месяца с три. И хивинцы де ево продали нагайским татаром [135] Салтан-Алей-мурзина улусу татарину Тенизку, а что взяли, того не ведает. И жил де он у того татарина и по се время. И похотя де от того татарина убежать к русским людем, украдчи лошадь, ушол на той лошади на Черной Яр, а которого де урочища, того [не] ведает. И черноярской де воевода тое лошадь у него взяв, а ево с черноярскими стрельцы [отпустил] в Астарахань в лотке. И он де пришел в приказную палату речи свои записать, что де он, Алядинко, хочет креститца и быть в крещоной (л. 3) вере и служить великому государю, а бусурманской де вере быть не хочет.
У роспросу толмачил толмач Васька Иванов, армянин.