№ 34
1647 г. не позднее апреля 12.— Челобитная индийского купца Сутура о предоставлении ему ссуды в 4000 рублей.
(л. 8) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьет челом холоп твой иноземец Индейские земли, твоей государевы отчины астараханец Сутрушко Кедеков.
Слыша я, холоп, к нам, иноземцем, ваше царское жалованье и милость, покиня дом свой, род и племя, выехол я из-Ындейские земли на ваше царское имя блаженные памяти при отце твоем государеве, великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии, во 130-м году. И ныне я, холоп твой, живу в Астарахани своим дворишком з женишкою и з детишки, и торговал всякими товары, и твои государевы пошлины в твою государеву казну платил. И видя я, холоп твой, к себе блаженные памяти отца твоего государева, и твое царское жалованье, неизреченную к себе милость, и я, холоп твой, из Астарахани писал в-Ындею к своей братьи. И оне, слыша ко мне, холопу твоему, вашу государскую милость, и приехали из-Индеи моя братия в твою государеву отчину в Астарахань с торгом 25 человек индейцев. И учинилось в Астарахани по моему письму в твоей государеве казне в прибыли в пошлинах в прошлых годех и в нынешнем году 4000 рублев и больши. А я, холоп твой, приехов, на Москве живу третей год с торжишком один и зде, на [86] Москве, с своего товаришку заплатил 400 рублей пошлин. А товаришко свой я, холоп твой, послыша товарыщей своих, что они едут в твою государеву отчину в Астарахань, и тот таваришко отдал зде, на Москве, на мену. И ныне, государь, мне поднятца с Москвы вскоре в твою государеву отчину в Астарахань нечем: что было деньженец, то все в меновом таваре. А тово, государь, меновнова товару до Астарахани до съезду заложить негде, и знакомцов ни роду ни племяни, апрочь твоего царского жалованья и милости, занять на съезд негде. И подаю тебе, государю, а токове деле многие челобитные, и мне, холопу твоему, никакова челобитная от тебя, государя, сверху не бывало.
Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, иноземца бесплемянного, для своего царского многолетного здоровия, и, поминаючи блажен(л. 9)ныя памяти отца своего государева, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, вели, государь, за мой выезд и за службишко дать ис своей государевой казны взаймы 4000 рублев денег до съезду да Астарахани. А по твоему государеву указу, как будет вновь таможенной голова на перемену в твою государеву отчину в Астарахань, и я, холоп твой, те твои государевы деньги ему, таможенному голове, заплачю или кому ты, государь, укажешь. А сверх тех твоих государевых денех учиню тебе, государю, прибыли на те деньги 400 рублев. А вместа поруки вели, государь, у меня взяти тот мой меновной таваришко — соболи и собольи пупки и всякой розной тавар на 5000 рублев. А как я, холоп твой, те твои государевы деньги все сполна заплачю, и вели, государь, мне тот мой меновной таваришко все сполна отдать и в тех деньгах платежных вели, государь, отпись дать.
Царь государь, смилуйся, пожалуй.
На л. 8 об. помета: 155-го апреля в 12 день. Велеть быть ему в приказе и а том говорити.
ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Индией 1647 г., д. 1, лл. 8—9. Подлинник.