Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ФРИДРИХ II ГОГЕНШТАУФЕН

ГОРОДСКОЕ ПРАВО ФРИДРИХА II

(4.IХ.1230 г.)

Фридрих II, римский император... Мы пожелали, чтоб было известно, ...что мы навечно предоставили сим горожанам, наследникам и преемникам их все, что содержится в статьях, четко записанных в грамоте, дабы они пользовались ими мирно и спокойно.

1. Каждый горожанин (civis) Регенсбурга, обвиненный в поединке, если сможет очистить себя присягой двенадцати почтенных лиц, пусть будет освобожден от обвинения.

2. Каждый горожанин, будучи обвинен в том, что из его дома или в его доме кто-либо был убит или что он укрывал в доме объявленного вне закона, вследствие чего его дом должен быть разрушен, пусть очистит себя только единоличной клятвой (sole manu); если это будет правдой и жалобщик возбудит тяжбу, жалуясь на несправедливость, но в то время мир в городе не будет узаконен. Если же горожане поклялись сохранять мир, обвиненный пусть очистит себя присягой трех свидетелей, из которых двое пусть будут из тех, кого называют denominati 1.

3. Также никто не должен захватывать дом какого-либо горожанина или присваивать его имущество без судебного приговора города.

4. Подобным образом ни герцог (dux), ни иной могущественный сеньор (potens dominus) не должен захватывать дом какого либо горожанина после его смерти или какое-либо его имущество в городе или вне города,— но все добро (bona) горожан, дома и прочее, пусть достается их наследникам; и если кто-либо oт имени сеньора или иного захочет действовать против наследников, он должен быть остановлен судебным порядком.

5. Также каждый горожанин Регенсбурга, если задержит вне города своего согорожанина или его имущество, возбудив против него судебное дело, пусть уплатит за проступок епископу [125] 10 марок, герцогу 10 фунтов, за исключением тех случаев, когда жалоба прежде была принесена в городе и отклонена судом.

6. Если кто-либо из горожан будет обвинен в уклонении от сервильного обычая, которым он обязан обвинителю, и если только докажет, что он обитал (permanserit) в городе десять лет, никем не уличенный в сервильном состоянии, затем пусть пребывает огражденным от подобного обвинения.

7. Каждый, кто будет владеть в пределах мира города Регенсбурга (infra terminos pacis civitatis) домами, виноградниками, участками земли (areas), дворами (curias) или иными владениями (possessiones) в течение десяти лет без обвинения и после этого срока будет обвинен по этому поводу (super illis), если сможет доказать свидетельством семерых (septima manu), что владел этим мирно (quietam possessionem probabit), пусть и далее владеет этим имуществом в мире.

8. Внутри стен сего города, поблизости (in vicino) и за рвом (extra fossatum) никоим образом не должно возводить здания иначе, чем на расстоянии 12 футов между стеной и зданием, между зданием и валом и рвом. Если кто-либо поступит иначе вопреки запрету горожан, пусть разрушит строение по судебному приговору города.

9. Также пусть герцог (dux), когда будет иметь в городе Регенсбурге ежегодное судебное собрание (solennem curiam), провозглашенное по общепринятому праву, не беспокоит суд жалобами ни против министериалов церкви (contra ministeriales ecclesie), ни против горожан (contra cives), за исключением третьего дня, и не выступает против горожан, разве что вследствие решения его сограждан, но не иных людей.

10. Также пусть старший фогт (maior advocatus), который в просторечье называется tumbvogt и который имеет право суда со стороны епископа, и бургграф со стороны герцога не обнародуют решение объявить кого-либо из горожан вне закона, за исключением случаев, когда они имеют судебное собрание (placitum pablicum) по древнему установлению, а каждый из них должен его иметь только трижды в году 2.

11. Также горожане трижды в году, в зависимости от обстоятельств, по воле епископа и герцога испытывают монету с магистрами, назначенными епископом и герцогом для монетного дела (ad monete officium), и взвешивают денарии; и ежели при этом испытании окажется какая-то фальшь, сие рассудят епископ и герцог.

12. Также пусть горожане имеют власть избирать hansgravium (купеческого графа? купеческого старшину? графа по торговым делам?), который устраивает и руководит сделками на ярмарках [126] (negotia nundinarum) вне города и внутри него, но лишь тогда, когда они возникают.

13. Также никакой горожанин и его имущество не должны быть задержаны в качестве залога за долги епископа, герцога или иной персоны, но только лишь за своего согорожанина (pro suo concive); к этому добавлено, что задерживающий должен сначала объявить горожанам свою тяжбу и доказать, что ему было отказано в правосудии.

14. Какой бы горожанин ни получил от монастырей или от каких-либо иных лиц имущество, — виноградники, дома или иное владение на время жизни одного лица или нескольких, если случится господину (dominum), которому принадлежит имущество, продать его или инфеодировать, или заложить (vendere vel infeudare vel obligare), пусть этот держатель имеет не меньше (т.е. пусть держит на тех же условиях, что и прежде), выплачивая чинш (censum) тому, кто отныне господствует над имуществом (qui tunc bonis dominatur).

15. Если кто из горожан будет приговорен к изгнанию (transfragium passus fuerit) и по этой причине будет кем-либо ограблен, сам грабитель пусть будет объявлен вне закона империи вследствие жалобы пострадавшего.

16. Если кто из горожан нарушит обычай торговли 3 при покупке или при продаже, пусть тот отдаст горожанам штраф (соllectas), за исключением клириков, которых мы в подобном случае передаем для исправления епископу.

17. Также по просьбе горожан мы согласились установить, чтобы каждый могущественный (potentes) из города, из тех, которые набирают себе вассалов (vasallos) для возмущения мира в городе (ad turbandam pacem civitatis) и которые в просторечье называются mundman 4, давал для укрепления города 10 фунтов, тем не менее они от установленной верности не останутся освобожденными. Те же, кто этому не подчинится, пусть пребудут вне закона.

18. Также мы постановили, что горожане Регенсбурга не могут быть принуждаемы обращаться в какой-либо суд вне города, поскольку сие есть их старинное право, исключая те случаи, когда они будут иметь в деревне землю (predia), по поводу которой их обвиняют; по поводу этих владений они обязаны отвечать в присутствии графа (coram comite), в судебном округе которого расположен земельный участок.

19. Постановили мы также, что любому горожанину Регенсбурга можно варить пиво, которое он делает для своей семьи, только с условием, что он не станет его продавать, но изготовит только для потребности своей семьи, не вызывая возражений тех, [127] кто имеет право варить пиво для продажи (qui officium habeni braxandi cervisiam).

20. Постановили мы также, что имперская торговая пошлина (telonium imperii), что по обыкновению исстари взимается вне города, которая называется chalmunze, должна уплачиваться и далее там же, не вызывая ничьих возражений.

21. Если кто-либо, находящийся в городе, будет обвинен в том, что он чей-то серв (vogtman), а он, став горожанином, уплатил нам и епископу поборы (collectas), подобно прочим горожанам, пусть не отдает никакому фогту сервильные платежи по принуждению (mulla... servicia... per coactionem), но уплачивает только твердо установленные и исстари определенные поборы 5.

22. Также если человек, который называется чиншевиком (censualis), будет постоянно жить в городе, соблюдая права города в уплате поборов и во всем прочем, что установлено горожанами (а civibus), пусть он вследствие этого не несет сервильных служб сеньору по принуждению (domino servicia per coactionem), но лишь уплачивает чинш (censum). Однако мы хотим, чтобы право церквей при этом оставалось неприкосновенным.


Комментарии

1. Denominati («поименованные») — члены коллегии шеффенов; из их числа горожане должны были выбирать поручителей и свидетелей по судебным делам.

2. Иными словами, фогт и бургграф могут объявить кого-либо из горожан вне закона только в те дни, когда они председательствуют в суде, а каждый из них имеет такое право только трижды в год. В остальное время года судьбу провинившихся будет решать городской суд.

3. Нарушение «обычая торговли», как правило, состояло в использовании неправильных мер или фальшивой монеты. Клирики в этом случае подсудны не городу, а епископу, хотя в интересах города было сосредоточить в своих руках все дела о нарушениях правил торговли, независимо от социального статуса нарушителя.

4. Mundman, muntman (Schutzling — клиент; человек, находящийся под чьей-либо защитой, опекой. Во многих крупных городах представители городской верхушки, патрициата, уже в XIII веке стали набирать «под защиту» целые отряды (ватаги) из бедноты и пользоваться ими для сведения счетов недругами (см. также право г. Нюрнберга).

5. Статья 21 противоречит статье 6; вероятно, здесь предусмотрен случай, когда серва обнаружат в городе до истечения десятилетнего срока, после чего городской воздух делал его свободным». Следует обратить внимание, что в Регенсбурге срок давности не «год и день», как во многих городах, а десять лет.

(пер. Т. М. Негуляевой и Л. И. Солодковой)
Текст воспроизведен по изданию: Средневековое городское право XII-XIII веков. Саратовский университет. Саратов. 1980

© текст - Негуляева Т. М., Солодкова Л. И. 1980
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Bewerr. 2011
© скан - Bewerr. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Саратовский университет. 1980