Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник источников из истории средневековых городов Германии, Англии и Франции XII-XV вв.

История средневекового города привлекала неоднократно внимание классиков марксизма. Они поставили и методологически разрешили ряд основных проблем по истории города этой эпохи.

Еще в одной из своих ранних работ «Немецкая идеология» (1845 г.) Маркс и Энгельс с большой глубиной выяснили вопрос о происхождении средневековых городов. Возникновение городов было обусловлено ростом производительных сил, развитием ремесла, отделением ремесла от сельского хозяйства. «Разделение труда в пределах той или иной нации прежде всего приводит к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и к противоположности их интересов. Дальнейшее его развитие приводит к отделению торгового труда от промышленного» (К. Маркс и Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 12).

В противоположность буржуазным историкам, объясняющим происхождение средневекового города из юридических, правовых норм или, в крайнем случае, из развития торговли (теория «рыночного происхождения» городов), Маркс и Энгельс разрешили вопрос материалистически, ввяв в основу процесс изменения в самом способе производства средневекового общества.

Другая очень важная проблема, связанная с историей средневековых городов, – это проблема политического развития городов, борьбы горожан с феодалами, освобождения городов от власти соседних сеньеров, превращение городов в вольные города – коммуны или, во всяком случае, в самоуправляющиеся города, получавшие от королей те или иные льготы и привилегии, обеспечивающие их экономическое и политическое развитие. В Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс так характеризовали [4] различные этапы политической борьбы буржуазии и ее политические успехи в средние века и в новое время: «Из средневековых крепостных образовалось мещанское население первых городов; из этого мещанства развились первые элементы буржуазии… буржуазия является продуктом длинного хода развития, целого ряда переворотов в способах производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития сопровождалась соответствующими ей политическими завоеваниями. То угнетенное под игом феодалов сословие, то вооруженная самоуправляющаяся ассоциация в городской коммуне – здесь независимая городская республика, там третье податное сословие монархического государства, затем в эпоху мануфактуры противовес дворянству и монархии абсолютной или сословной, буржуазия, вообще послужившая главной основой больших монархий, завоевала себе, наконец, с появлением крупной промышленности и всемирного рынка исключительную политическую роль в новейшем конституционном государстве» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Коммунистический Манифест, Соч., т. V. стр. 484-485).

В опубликованной лишь в 1937 г. статье Энгельса (из его рукописного наследства) «О разложении феодализма и развитии буржуазии» также содержится яркий материал об экономических и политических успехах буржуазии уже в конце средневековья: «В XV столетии во всей Западной Европе феодализм находился... в полном упадке; повсюду в феодальные области вклинились города с антифеодальными интересами, с собственным правом и с вооруженным бюргерством. Они поставили феодалов в зависимость от себя, отчасти в общественном порядке, с помощью денег, а кое-где даже и политически…» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, часть 1-я стр-442).

Прогрессивную роль средневековых городов как союзников королевской власти в борьбе с феодальной раздробленностью Энгельс в названной статье характеризовал в таких словах: «Все революционные элементы, которые образовались под поверхностью феодализма, тяготели к королевской власти точно так же как королевская власть тяготела к ним. Союз королевской власти и буржуазии ведет свое начало с X века; нередко он нарушался в результате конфликтов; далеко не всегда в течение всех средних веков дело шло этим путем объединения, пока, наконец, он не помог королевской власти одержать окончательную победу...» (Там же, стр. 445).

Громадную политическую роль городов как фактора в борьбе за создание централизованного государства ярко подчеркивал и Маркс, указывавший на то, что именно развитие национальной буржуазии было важнейшим условием осуществления централизации «этого могущественного политического средства быстрого развития всякой страны». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VI, стр. 370). [5]

Следующим важным вопросом в изучении истории средневекового города является проблема классового расслоения и классовой борьбы в самом городе эпохи феодализма. Верхушке городов – так называемому патрициату и зажиточному бюргерству (средние горожане) – противостояла городская плебейской оппозиция. В произведении «Крестьянская война в Германии», в которой Энгельс характеризует классовые отношения позднего средневековья, городской плебейской оппозиции дана следующая характеристика: «Городская плебейская оппозиция того времени состояла из очень смешанных элементов. Она соединяла в себе разложившиеся элементы старого, феодального и цехового общества с еще не разложившимся, едва намечающимся пролетарским элементом зарождавшегося современного буржуазного общества: обедневшими членамн цехов, все еще связанными своими привилегиями с существующим гражданским строем, с одной стороны; выброшенными из своих насиженных мест крестьянами и отпущенными слугами, которые еще не могли стать пролетариатом, – с другой. Между обеими этими группами находились подмастерья, временами стоявшего вне официального общества и по условиям жизни настолько приближавшиеся к пролетариату, насколько это было вообще возможно при тогдашнем строе промышленности и господстве цеховых привилегий...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 124).

Уже в конце средних веков между городскими народно-плебейскими элементами и имущей буржуазией происходила ожесточенная Классовая борьба. Предпролетариат поднимался против городской патрицианско-цеховой верхушки и порой на некоторое время народным классам удавалось даже одержать те или иные успехи. Восстания Чомпи во Флоренции (1378 г.), участие городских низов Лондона в знаменитом восстании Уота Тайлера (1381 г.), многочисленные выступления городского плебейства во французских городах XIV и XV веков, наконец весьма активное участие городских плебейских элементов в Великой крестьянской воине а Германии (1525 г.),– эти факты ярко свидетельствуют о непримиримости классовых противоречий в средневековом городе по мере дальнейшего его развития и формировании в нем элементов капитализма.

«Буржуазия уже с самого начала носила в себе будущего противника: капиталисты не могли существовать без наемных рабочих, и те самые условия, в которых средневековый цеховой мастер разился в современного капиталиста, заставили цехового подмастерья и не принадлежащего к цеху поденщика превратиться в пролетария.

При каждом крупном восстании горожан вспыхивало самостоятельное движение того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Таково было движение перекрещенцев и Томаса Мюнцера в эпоху реформации и крестьянской войны в Германии, левеллеров – во время английской [6] революции, Бабефа – во время французской» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 18).

Изучение всех этих проблем по истории средневекового города, поставленных классиками марксизма, составляет один из важных моментов в преподавании истории средних веков а высшей школе. Изучение жизни и борьбы народных масс как города, так и деревни в прошлые столетия заключает в себе богатый воспитательный материал и наглядно помогает учащимся усвоить законы диалектики исторического процесса. «...Историческая наука, если она хочет быть действительно наукой... должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов» (И. В. Сталин, «О диалектическом и историческом материализме». «Вопросы ленинизма», изд. 11-е, 1939, стр. 552)

Настоящий сборник источников по истории средневекового города освещает ряд проблем из средневековой городской жизни на конкретном материале, относящемся к периоду позднего средневековья – XII–XV вв. Источники даны из истории городов трех стран Западной Европы– Германии конца XII в. (раздел Ю. А. Корхова «Страсбург и Трир в конце XII в.»), Англии XIII–XIV вв. (раздел А. А. Кирилловой «Английский город XIII–XIV вв.») и Франции XIV–XV вв. (раздел М. М. Себенцовой «Из истории Парижа XIV–XV вв.).

Первый раздел, в котором да но всего три документа (один из них «Первое городское право Страсбурга», два другие – из истории гор. Трира XII в.), представляет интересный материал для характеристики средневекового города в его наиболее ранней стадии, когда города находились еще целиком под властью феодалов. Особенный интерес представляет «Страсбургское право», которое дается в новом, исправленном переводе и с довольно подробными комментариями по наиболее спорным местам источника. Управление в раннем средневековом городе, положение различных городских ремесел в первые столетия развития городов, повинности горожан по отношению к своему феодалу-епископу (вплоть до барщины!), связь раннего города с сельским хозяйствам, – все это выступает в источнике весьма колоритно. Документы из истории Трира «Древнейшее городское право Трира» и «Книга ежегодных прав архиепископа и церкви трирских» дополняют «Страсбургское право» рядом интересных подробностей и таким образом еще более наглядно характеризуют положение первоначальных горожан, частично являвшихся еще архиепископскими зависимыми крестьянами, владевшими в черте города мансами-усадьбами, и т. д. Перевод этих двух документов на русский язык сделан впервые. Обращаем внимание читателей на то, что по истории немецкого средневекового города уже имеется большой специальный сборник источников, под заглавием «Немецкий город XIV–XV вв.», подготовленный проф. В. В. [7] Стоклицкой-Терешкович, изд. Соцэкгиз, 1936 г. Вот почему пока мы ограничиваемся подбором лишь нескольких документов более раннего времени из истории двух древнейших городов Германии, расположенных в Прирейнской области.

Во втором разделе дан материал из истории английского города XIII–XIV вв. Источники состоят преимущественно из различных городских хартий, жалованных городам английскими королями из династии Плантагенетов. Хартии дают представление о характере управления английского средневекового города, выражающегося в виде двух форм: 1) самоуправления, исключавшего вмешательства шерифов и прочих королевских чиновников в городские дела, в 2) управления города через королевских чиновников с предоставлением горожанам лишь определенных личных и экономических прав. В частности, документами освещается довольно подробно вопрос о фирмах, которые уплачивались королю городами в случае освобождения их от власти шерифов. Таблицы, составленные на основании изучения многочисленных городских хартий, наглядно показывают распространение фирм по разным районам Англии в период XI–XIII вв.

В разделе далее приведены ремесленные уставы, характеризующие цеховой строй английского средневекового города (ремесленные гильдии). Они ярко иллюстрируют регламентацию средневекового городского производства, положение мастеров и подмастерьев, а также отношение ремесленников к городской общине. Характерно, что часть ремесленников (например, ранние ткачи в Лондоне) вначале еще не являлась полноправными горожанами – фрименами. Ряд документов бросает свет на отношение города к деревне, в частности на факты освобождения крепостных крестьян, бежавших в города («Городской воздух делает человека свободным»).

Последние несколько документов того же раздела, иллюстрирующие управление английских городов XIII–XIV вв., показывают совершенно отчетливо социальное расслоение и классовую борьбу в английском средневековом городе (см. особенно протоколы суда Палаты шахматной доски).

Все документы этого раздела даются впервые в русском переводе. Многочисленные примечания, сделанные составителем, поясняют встречающиеся специальные термины и наиболее трудные места подлинника.

В третьем разделе сборника приведен материал, характеризующий городскую жизнь Парижа конца XIV, начала XV в. В раздел вошли документы, говорящие об ожесточенной классовой борьбе, происходившей во французском позднесредневековом городе. В центре внимания составителя стоит крупное парижское движение 1413 г., известное под именем восстания Кабошьенов. [8]

Поскольку в этом восстании наибольшую роль играл цех мясников, в разделе даны несколько документов, характеризующие привилегии этого крупнейшего в начало XV в. цеха в Париже (док. № № 1–3). Следующие далее две хроники дают описание самого восстания (док. № № 5:–6 – хроника Жювеналя Дезюрсен и хроника Монстреле). Наконец, два основных документа – Демонстрация университета и гор. Парижа от 13 февраля 1413 г. и Кабошьенский ордоннанс от 26 мая 1413 г. (№ № 4 и 7) излагают программу движения 1413 г., формулированную его правым умеренным крылом. В тексте составителем сделаны наиболее необходимые примечания. Более подробный комментарий к ордонансу 1413 г. дает статья М. М. Себенцовой «Кабошьены и ордонанс 1413 г.», напечатанная в «Ученых записках» МГПИ им. В. И. Ленина, т. XXXVII, 1946 г.

Все документы этого раздела даются на русском языке также впервые.

Принимая во внимание, что переводная литература источников на русском языке не велика, и что особенно мало переведено источников по истории средневекового города, кафедра истории средних веков считает, что настоящий сборник будет полезен для преподавания в педагогических и учительских институтах. Он дает возможность преподавателям на практических занятиях и в специальных семинарах значительно расширить тематику занятий, благодаря включению в оборот нового и интересного материала по одному из важнейших разделов средневековой истории.

Зав. кафедрой истории средних веков профессор В. Ф. Семенов

Текст воспроизведен по изданию: Средневековый город // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, Том 59. 1949

© текст - Семенов В. Ф. 1949
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1949