Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В КЁЛЬНЕ XII - XIII ВЕКА

Вопрос о поземельных отношениях в средневековом городе остается одним из малоисследованных. Между тем выяснение их характера, а шире - отношений собственности в области недвижимости - помогает понять природу средневекового города, возникшего в феодальной среде, но развивавшегося по собственным законам. В основании городского товаропроизводящего хозяйства лежали новые, не феодальные формы собственности, обусловившие относительную независимость горожанина - ремесленника или торговца - от земельного собственника. Однако в условиях господства феодальной земельной собственности, нерегулярного и ограниченного товарообмена между городом и деревней, особенно на ранних этапах развития, городские жители так или иначе вынуждены были вступать в поземельные отношения с сеньором. Они не могли обойтись без земельных участков, домов, усадеб, торговых помещений, садов, пастбищ, а это неизбежно приводило к столкновениям между городом и сеньором. В ходе развернувшегося в XII -XIII вв. коммунального движения горожане боролись не только за личное освобождение, но и за свободное распоряжение имуществом, деньгами, недвижимостью, в том числе и земельной.

Определить характер поземельных отношений в городе в некоторой степени позволяют представленные в данной публикации кельнские источники, относящиеся как раз к XII - XIII вв. Как известно, Кельн является одним из старейших городов Западной Европы. Он был основан в середине I в. до н. э., на левом берегу Рейна, на месте поселения германского племени убиев. Поначалу это был римский военный лагерь. С середины IV в. Кельн стал центром епископства, а с конца VIII в. - столицей архиепископства. Занимая выгодное географическое положение на скрещении водных и сухопутных дорог, средневековый Кельн рос очень быстро. Уже в XI - ХП вв. он стал крупным экономическим центром Германии с десятками рынков, обширными торгово-ремесленными пригородами , постоянно пополнявшимися за счет новопоселенцев. За эти столетия город трижды опоясался стенами, в границах последней, третьей стены 1180 г., [190] без значительных изменений и приращений просуществовал в течение всего средневековья. К XIII в. в нем проживало около 20 тыс жителей. Два столетия - с 70-х гг. XI в. до 80-х гг. XIII вв. - горожане вели борьбу против своего могущественного сеньора - кельнского архиепископа. Ее результатом , в конечном счете, стало значительное ослабление сеньориального режима, завоевание горожанами экономических и политических прав. Это существенным образом отразилось на характере взаимоотношений между городом и архиепископом, в том числе и в области землевладения.

Любой горожанин за пользование земельным участком должен был уплачивать землевладельцу ежегодный денежный чинш. Размер его, как правило, был сравнительно невелик - от 2 - 4 до 6 - 12 денариев. Кроме того, за пользование постройками, возведенными на земельном держании, взимался дворовый чинш. Отсюда видно, что для горожан важнее всего была не сама по себе земля, а возможность ее застройки и эксплуатации строений (мастерских, складов, погребов и пр.). Городское держание было по существу свободным и наследственным держанием. Уже в XII в. при заключении между горожанами любой сделки, связанной с недвижимостью (завещание, купля, залог, аренда и т.д.), обычно не упоминается верховный собственник, в пользу которого должен уплачиваться установленный чинш. Верховный собственник - будь то сам кельнский архиепископ или субфеодалы в лице многочисленных церквей и монастырей - как бы отодвигался на задний план. В то же время наряду со свободным городским держанием появляется частная собственность на землю и другую недвижимость, не обремененная никакими платежами. Иными словами, горожане выступают в качестве собственников, продавцов или покупателей недвижимости. Нередко в условиях сделки специально оговаривалось, что они не должны платить никому никакого чинша.

Все эти перемены, происходившие в сфере поземельных отношений, нашли отражения в многочисленных кельнских документах ХII-XIIIвв.: частноправовых актах, грамотах, фиксировавших сделки, в которых фигурируют различные объекты недвижимости. Самым полным собранием документов является многотомное издание «Источников по истории города Кёльна» 1 среди которых, в частности, немало грамот, оформлявших дарения, залоги, куплю, продажу, передачу по наследству земли, домов и прочих строений. Большую ценность представляет двухтомное издание кельнских [191] правовых актов XII века 2. Здесь сотни документов, отражающих разного рода операции горожан с земельными участками, домами, лавками, тавернами, складами, частями строений.

Должностные лица городских округов, на которые был поделен Кёльн, хранили документы в больших ларях, что дало основание издателям назвать собранные там источники «Ларцовыми книгами». Представленные в данной публикации документы взяты из «Ларцовых книг» прихода Св. Мартина, одного из крупнейших городских округов, который был расположен в Форштадте (пригороде), между старыми римскими стенами и Рейном. Здесь находился большой монастырь Св. Мартина.

Особенностью кельнских источников является то, что в них - за редким исключением - отсутствуют упоминания о социальном или профессиональном статусе участников сделок. Не всегда даже названо имя второго контрагента: указано, кто купил дом, но неизвестно, у кого. Далеко не всегда названа стоимость дома или участка, хотя размеры ежегодного чинша определены точно. Как правило, отсутствуют сведения о размерах земельной недвижимости, в лучшем случае обозначается местонахождение объекта сделки («участок на улице мясников», «полдома около Рейна», «лавка около моста», «дом около старого рынка» и т. д.) Характерно отсутствие натуральных платежей. С начала ХII века в любой сделке (покупка лавки, дома или земельного участка, аренда таверны, залог земли или дома, передача дома по завещанию) установлены денежные платежи.


Из «Источников по истории города Кёльна»

Во имя Святой и Нераздельной Троицы. Вильгельм, Божьей милостью аббат монастыря Св. Мартина, всем во Христе надежно пребывающим, как в будущем, так и в настоящем. Извещаем..., что некая Вендихен, кельнская горожанка..., наделенная исключительной Божественной благодатью и особенным трудолюбием отделила часть состояния, которое она имела вместе со всеми родственниками, в пользу церкви, чтобы через преходящее приобрести вечное. Потому угодно было, чтобы на берегу Рейна, около стены монастыря Св. Мартина, нашего покровителя, были построены от ее доходов и добра несколько каморок; эти каморки должны сдаваться за установленную цену и за них следует уплачивать ежегодно [192] установленный чинш, а именно 32 солида кельнской монетой. Это строение, сооруженное ею таким образом, и плату, за него предложенную, Вендихен из любви ко всемогущему Господу и без возражений со стороны родных или друзей, или иных лиц, связанных с ней, предложила и поручила алтарю нашего святого покровителя.

...Однако к этому условию добавлено, что эти участочки и плата, которая с них идет, будут находится в ее свободном владении и пользовании, покуда она живет, разве что она по своей воле и велению души предназначит их Богу и Св. Мартину. После ее смерти 8 солидов от всей платы должны быть отдаваемы ежегодно нашей братии, 3 солида ежегодно - на помин мужа, 2 солида - на помин дочери. Остальная сумма по решению общего совета церкви пусть используется на пребенды и стипендии братьям или на иные нужды. (1142 г.)

Из «Ларцовых книг» прихода Св. Мартина (1135-1250 гг.)

[1]. Адальберт, а так же его жена Элизабет покупают дом, в котором жили, в присутствии судей и горожан с таким условием, чтобы во веки веков за дом не уплачивался никакой чинш. За упомянутый дом он дал аму 3 вина горожанам. (1135-1140 гг.)

[2]. Рихольф покупает один участок около церкви Св. Мартина у Вольберона (а также его жены Гертруды). По этой причине он дал аму вина горожанам. (1135-1140 гг.)

[3]. Герард, а также его жена Гезела купили один участок у Бецелы и Метильды на улице мясников и дали аму вина горожанам, чтобы они были их свидетелями (1135-1140 гг.)

[4]. Я, Людольф, с моей женой Гудерадой и нашими детьми держали от детей Кристиана тот дом, который им перешел от их отца и матери; этот дом они передали мне в собственность, о чем известили его господина Регинарда, который подтвердил передачу дома мне, моей жене и моим детям в курии в присутствии горожан и судей. По [193] этой причине я вручил аму вина нашим горожанам, чтобы выступили нашими свидетелями, если будет необходимо. (1135-1140 гг.)

[5]. Некий Герберт, доведенный до отчаяния, передал неким своим друзьям Генриху и Рудольфу свое наследство, которое он держит от аббатисы Вилецензы, однако так, чтобы они ежегодно платили 24 солида, как делал Герберт: 1 солид - в казну епископа, 23 - той же аббатисе. (1135-1140 гг.)

[6]. Да будет ведомо всем, как в будущем, так и в настоящем, что Генрих, сын Тидериха, подарил братии Св. Панталеона 4 четвертую часть своего дома на помин своей души, что в присутствии горожан и их фогта 5 Генриха подтвердила братия, дав в качестве свидетельства аму вина самим горожанам. В то время магистром горожан 6 был Фогель. Когда это было также подтверждено им, братья пришли в публичное собрание фогта, и тот предоставил им право банна и мир по поводу их собственности без каких-либо возражений. (1140-1142 гг.)

[7]. Да будет ведомо всем, что Герман Романус отдал в жены Рихольфу из Бопарда свою дочь и в качестве приданого - половину своего дома около Рейна. И Рихольф дал этому Герману и остальным его детям 18 марок, и Герман и его дети подтвердили рукой и соломиной 7, что эта половина дома принадлежит Рихольфу и его супруге. Также Рихольф дал свидетельство горожанам. (1142-1156 гг.)

[8]. Да будет известно, что Хардвик передал своей жене Юте в приданое дом, в котором, покуда жив, остается Гунтрам; его, [194] Хардвика, дочь Отерна и его сын Людовик сломали стебель без возражений. При этом было оповещено, что, если его жена умрет без наследников, наследство пусть перейдет детям Хардвика. Госпожа Юта дала такое подтверждение горожанам. (1142-1156 гг.)

[9]. Да будет ведомо, что господин Генрих, сын господина Гериманна, и его сестра, госпожа Магдельда, по совету своих родителей разделили наследство, доставшееся им после смерти отца. Дом около Старого рынка, принадлежавший господину Гериманну, их отцу, переходит в собственность господина Генриха, равно как и поля в Морендорфе. Названный Генрих дал 1 денарий своей сестре Магдельде и столько же - ее мужу Венемару в согласии с обычаем. Запись сделки скреплена в присутствии магистров горожан Св. Мартина и засвидетельствована горожанами. (1142-1156 гг.)

[10]. Да будет ведомо..., что Кристиан с Зандкауле приобрел лавку возле моста, расположенного около владений Германия, внука Рихольфа Магна и их наследников с таким условием, чтобы ежегодно, покуда будет жив, уплачивал 15 солидов, и Германн этот чинш не должен ни увеличивать, ни уменьшать. (1163г.)

[11]. Блитильда и ее дочь предложили Альберту, его жене и их наследникам свою часть дома, в которой пребывают, с условием уплаты 24 марок в день Рождества Господня более чем на 2 года, для того чтобы он ежегодно получал 4 марки в качестве чинша. (1163-1167 гг.)

[12]. Генрих Цуке и его жена Тицехин предложили Хилъдегеру третью часть своего дома сроком до праздника Св. Вальбургиса за 10 марок. Если после этого они не уплатят своим собственным серебром, Хильдегер вводится во владение. Если же они пожелают продать это наследство, пусть прежде всего предложат его Хильдегеру, а не кому-либо другому... (1163 г.)

[13].Гизела и ее дети... предоставили Генриху, его жене Метильде и их наследникам таверну близ таверны Германа за 15 марок от [195] кафедры собора Св. Петра 8 более чем на год на таком условии, чтобы в первый год она получала вследствие этого плату, и если год спустя в течение месяца ей не будет уплачено, то ровно через год эта таверна будет сохранена к ее выгоде, и так во все последующие годы, покуда не будет уплачено. (ок. 1165 г.)

[14]. Маркман завещал передать своему сыну Генриху после своей смерти половину своего участка и дома, в котором жил сам, чтобы затем он мог свободно делать, что пожелает... (1171 г.)

[15]. Да будет ведомо всем, что участок на улице скорняков около монетного двора 9, который был во владении у Дидериха из Сиберга и его жены Елизаветы и их наследников, является собственностью Гартмана и его жены Кристины и их наследников, так что они не платят никакого чинша. (1171-1172 гг.)

[16]. Герлах и его жена Альверат передали Вольберону и его жене Кунезе и их наследникам половину того дома, который принадлежал Херзону, в каковом они сами остаются, за 12 марок, которые он возвратит в Пятидесятницу; если же он, Герлах, не сделает этого, Вольберон будет иметь эту половину дома по поручительству за 24 марки. (1171 г.)

[17]. Воглон и его наследники предложили Вихманну половину дома за 23 марки на год. Засвидетельствовано в присутствии судей и городских магистров, затем они предоставили свидетельство. (1172-1178 гг.)

[18]. Да будет ведомо всем как в будущем, так и в настоящем, что Герман Корбир и его жена Петрисса задолжали Хилъдегеру Бирклину 10 15 кельнских марок. После смерти Германа Петрисса явилась в [196] суд и добилась разрешения скабинов 11 законно продать свое наследственное имущество около башни, которая зовется Дов, чтобы оплатить долг. Кроме этого вышеназванная Петрисса клятвенно заявила, что Генрих, ее муж, не оставил ей никакой движимости, из которой она могла бы оплатить числящийся за ней долг. (1250 г.)


Комментарии

1 Quellen zur Geschichte der Stadt Koeln / Hrsg.v. L. Ennen und G. Eckeit/. Koln, 1860 - 1887. Bd. I - III.

2 Koelner Schremsurkunden des ХII. Jh. / Hrsg.v.Hoeniger. Bonn; 1884 -1888. Bd. I,1893 - 1894. Bd. II.

3 Ама - мера емкости, равная 4-5 ведрам.

4 Бенедиктинский монастырь Св. Пангалеона был основан за римскими стенами города в X в. архиепископом Бруноном I, братом императора Оттона I. ВХII в. находился в западной части города.

5 Фогт - должностное лицо, исполнявшее судебные функции. В Кёльне в ХII - ХIII вв. фогтами были лица знатного происхождения.

6 Магистры горожан (бургомистры) - должностные лица, избиравшиеся горожанами из их среды. Магистры горожан обладали как судебными, так и административными функциями (например, контролем за розничной торговлей, деятельностью ремесленных цехов, учреждением новых цехов и т.д.). Избирались из наиболее знатных горожан.

7 Судебный обычай, сохранившийся от более архаичных времен до ХП в.

8 Имеется в виду кафедральный собор, построенный при первом Кёльнском архиепископе Хильдебольде (конец VIII в.).

9 Монетный двор, как и улица скорняков, был расположен в торгово-ремесленном Форштадте, между римской стеной и Рейном.

10 Один из членов патрицианского рода, представители которого занимали ключевые посты в органах городского управления.

11 Скабины или шеффены - судебные заседатели, члены судебной коллегии (скабината).

(пер. Л. И. Солодовой)
Текст воспроизведен по изданию: Документы по поземельным отношениям в Кельне XII–XIII веков // Средневековый город. Вып. 12. 1998

© текст - Солодова Л. И. 1998
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© OCR - Reindeer. 2007
© cкан - Нечитайлов М. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средневековый город. 1998