ПЬЕР Д'ЭТУАЛЬ

(Тексты данного печатного издания взяты из хрестоматии П. Н. Ардашева “Новая история в отрывках из источников". Киев. 1914. Ч. 1. Thietmar. 2006)

ДНЕВНИК

СМЕРТЬ ГЕНРИХА I

(14 мая 1610 г.)

Документ 15— отрывок из дневника Пьера д'Этуаль (1540—1611). Пьер д'Этуаль занимал видное положение в королёвской администрации; с 1574 г. и до самой смерти он вел дневник, являющийся ценным источником для его времени. Дневник был опубликован после его смерти ,в двух частях: 1) “Journal du regne de Henri III”; 2) “Journal du regne de Henri IV”.


В пятницу [14 мая 1610 г.] около 4 часов вечера король в своей коляске без охраны, имея при себе только Эпернона, Монбазона и 4—5 других, проезжал мимо св. Иннокентия в Арсенал. Когда его коляска благодаря заграждению пути дорожной повозкой и двухколесной телегой была принуждена остановиться на углу улицы де ла Фероньер, против нотариуса, по имени Путрен, король был безжалостно убит коварным и гнусным негодяем по имени Франсуа де Равальяк, уроженцем города Ангулема; он воспользовался данным случаем, чтобы нанести этот злополучный удар (он давно уже выжидал, находясь в Париже только с этой целью, и его величество предупреждали, чтобы он имел охрану, но он не придал этому значения). В то время как король внимательно слушал письмо, которое читал д'Эпернон, он набросился на него с яростью, держа в руке нож, и нанес последовательно два удара в грудь его величества; последний удар пришелся прямо в сердце, перерезал сердечную артерию и таким образе лишил этого доброго короля дыхания и жизни. Видя, что король истекает кровью, д'Эпернон покрыл его плащом; когда он и остальные убедились, что он мертв, они стали, как могли, успокаивать народ, сильно смущенный и взволнованный этим случаем, крича народу, что король только легко ранен и чтобы они ободрились; повернули прямо на каретный двор Лувра, и из коляски, в которой бедный государь весь плавал в крови, его извлекли мертвым, хотя один сплетник этого времени нагло напечатал рассуждение, в котором архиепископ д'Эмбрен исповедует и напутствует в Лувре короля, который, несмотря на то, что был вполне мертв, поднял будто бы глаза и руки к небу, свидетельствуя тем, что он умер христианином и добрым католиком. Это послужило причиной (и вполне основательной) к запрещению что-либо публиковать или печатать относительно смерти короля; это было объявлено по городу под бой барабанов.

(пер. П. Н. Ардашева)
Текст воспроизведен по изданию:
Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950

© текст - Ардашев П. Н. 1914
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Ingvar. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001