Глава 61

О том, как было принято решение дабы все вернулись в своих владения вкупе со своими людьми

Когда же добрая королева услышала подобный ответ, то была тем весьма потрясена. И [далее] между ними продолжались долгие прения, и переговоры и дебаты, пока, наконец, не принято было решение, что каждой партии следует возвратиться в свои владения, и туда же увести своих людей, а герцогу Бургундскому и Брабантскому также возвратиться каждому к себе, тогда как королю и королевству, начиная с этого дня, следует управляться тремя сословиями, и что между обеими партиями заключено будет перемирие вплоть до праздника Пасхи, каковой придется на год тысяча четыреста двенадцатый 1.

Таковым же образом они все договорились, но слово свое не сдержали, что им самим обернулось несчастьем, как тому и следовало быть, в согласии с известным присловием «Кто сварил пиво, тому его и пить» 2.

С тем же королева отбыла прочь вкупе с графом де Сень-Поль и всеми иными сказанными принцами, и возвратилась в Париж, где прочие принцы, как то герцог Бургундский, герцог Брабантский и граф Намюрский выехали к ним навстречу, и с великим почтением приветствовали королеву по ее возвращении, и препроводили ее вплоть до отеля Сен-Поль, и там же обнаружили короля вкупе с членами Парламента, поглощенным важным обсуждением, весьма желающим [также] выслушать новости о миссии королевы, каковая же [королева] отличалась великим благоразумием и рассудительностью, каковая же держала речь перед королем в присутствии всей знати, и повторила слово в слово то, что объявил ей герцог Беррийский, как то описано было выше, за исключением одного лишь пункта, о каковом позабыла, а именно, того, что Пьеру дез Эссару, когда монсиньору герцогу Жану придет время покинуть Париж, также следует уехать прочь и оставить пост парижского прево, ибо как они утверждали, Монтагю казнен был безвинно.

Посему же, выслушав таковые слова, дабы сохранить мир в стране и оградить таковую от опасности войны, король также с тем согласился, и так же поступил мосиньор герцог Бургундский, и с ним все прочие. На следующий же день, таковое же соглашение доведено было до сведения всех прочих принцев, и с таковыми же согласовано, и подкреплено обещаниями и клятвами, как то сказано выше, после чего сказанные же принцы возвратились каждый в свои владения, при том, что отнюдь не отпустили от себя своих же латников, но напротив, удерживали их подле себя, отчего жители деревень весьма страдали. Герцог же Бургундский, желая исполнить таковое же соглашение, покинул Париж, распрощавшись с королем, дофином и прочими, что было им весьма неугодно, в особенности же дочери его, [герцогине] Гиеньской, каковая разразилась при том горькими жалобами и стенаниями 3, тогда как парижане предавали проклятиям всех, по чьей вине он уезжал прочь. Он же, прощаясь, объявил, что не сомневается в скором своем возвращении, дабы охранить и защитить королевство.

И посему же герцог Жан возвратился в свою Фламандскую землю, тогда как герцог Брабантский, его брат, увез с собой сказанного же синьора Пьера дез Эссара, какового оставил затем в Аррасе, и весьма хорошо и удобно его там устроил 4, вплоть до скорого его возвращения на прежнюю должность 5.


Комментарии

1. Переговоры не закончились на этом. Изабелла продолжит их, взяв с собой Карла Наваррского и парижских докторов, однако к консенсусу обе стороны не придут. В это же время герцог Жан будет поспешно собирать войска, в то время как граф д’Арманьяк будет перехватывать купеческие караваны и разорять округу Парижа, в частности он полностью уничтожит юго-восточное предместье столицы Сен-Марсель. Неопределенная ситуация будет длится до ноября, то есть пока не настанут холода и боевые действия не остановит неблагоприятная погода, а также исчерпавшиеся к этому времени деньги у обеих сторон. Посему, перемирие, которое упоминает автор — это так называемый мир в Бисетре подписанный в замке герцога Беррийского 2 ноября 1410 года. Согласно условиям договора, обе стороны должны были вернутся в свои владения, а доступ в Париж разрешался только с личного позволения короля Карла VI. Договор в Бисетре являлся также попыткой обеспечения соблюдения провалившегося Шартрского мирного договора, подписанного в 1409 году.

2. Указанная пословица соответствует российской «сам заварил кашу — сам ее и расхлебывай».

3. Старшая дочь герцога Жана Маргарита Бургундская действительно была привязана к дофину Людовику, который терпеть не мог свою супругу.

4. Пьер дез Эссар, поселился в подаренном герцогом Жаном особняке в Аррасе.

5. После заключения мира в Бисетре в период с 1411 по 1412 гг. обе стороны, согласно условиям, вернулись и находились в своих землях: герцог Беррийский расположился в Дурдане, герцог Бургундский в Мо, Карл Орлеанский с братьями в Блуа. Однако затишье было необходимо как герцогу Жану, так и арманьякам для наращивания сил и средств, по этой причине оно продлится до апреля 1412 года.