Глава 53

О приказе, отданном королем

Когда же благородный герцог Бургундский таковым же образом утвердил служителей при королевском дворе, при том, что все, как то казалось, этим остались довольны, он положил себе задачей, и в том же заручился согласием синьоров из Парламента, вкупе с влиятельнейшими из университетских [докторов] и также парижан, пригласить всех принцев Франции, дабы те ко дню Рождества засим следующего, явились для службы королю, каковой пожелал устроить праздник и большой прием, и на таковом же празднике желал принцев почествовать и почтить, тогда как [королевский] совет желал того же, дабы увидеть, кто из них окажет в том повиновение.

Когда же получены были [ответные] послания, стало весьма ясно, что тому оказали повиновение все, кто не дерзал возражать; но все же троим случилось отказаться. Одним из таковых был Карл, старший сын герцога Орлеанского, другим же – герцог Бретонский 1 и еще одним — граф д’Эрминьяк, но при том позднее герцог Бретонский прислал свои в том извинения.

Когда же подошел праздник Рождества, король устроил прием, как то о том решено было, весьма благородный, великолепный и богатый. И там же обретались больших размеров поставцы 2 с посудой из золота и серебра, каковой там было столько, сколь никогда не видано было ранее, по причине, что герцог Жан приказал переплавить сокровища Монтагю, ибо, как о том сказано было выше, у него найден был сундук, заполненный золотом до отказа, обретавшемся в сказанном же сундуке в течение [последних] ХХ лет, и посему вся королевская посуда засим же подверглась обновлению, и среди таковых же сокровищ отыскался неф 3 короля Филиппа 4, целиком сделанный из золота.

И в таковой же день король разместился на своем королевском троне, тогда как все прочие принцы – в согласии со своим рангом. И праздник был весьма великим и роскошным, каковой вряд ли мог кому-то прийтись не по вкусу, и для развлечения таковых же гостей играли на многочисленных инструментах, как то флейтах, тамбуринах 5, свирелях, арфах, виелах 6, и барабанах, и там же звучала торжественная музыка горнов и труб. Король же облачен был в парчовое платье, весьма искусно шитое золотом, все усыпанное великолепным жемчугом, рубинами, бриллиантами, и яхонтами 7, каковое длиной было до самой земли, и в столь радостном состоянии духа его уже давно видеть не приходилось. А подле почетнейших мест за столом, обретались певцы из королевской капеллы вкупе с искусными менестрелями. И по окончании такового же праздника, принцы, как то герцог Беррийский, герцог Бурбонский, граф Клермонский и множество иных, возвратились каждый в свои владения.


Комментарии

1. Жан VI Бретонский, являлся королевским зятем (супругом Жанны, второй дочери короля). Жан был осторожен выше всякой меры, и не поддерживал открыто ни одну из противоборствующих сторон, до тех пор, пока окончательно не определился победитель.

2. Мебель, подобие серванта, на которой выставлялась на показ самая дорогая посуда, которая только имелась у семьи, что было показателем достатка. Была принадлежностью залы любого дома — даже крестьянского.

3. Столовый прибор личного пользования, чужой неф подавать другому гостю за столом было запрещено. Данный прибор полагался только высшим аристократам. В нем выносили на стол золотую или серебряную посуду, полагавшуюся хозяину нефа, а также сосудики с пряностями. Изначально у нефа была довольно незатейливая форма в виде лодки, но со временем неф стал усложняться. Это были уже произведения искусства - с парусами, с командой и т.д. Когда пир кончался, «палубу» снимали, и внутрь складывали объедки со стола для раздачи нищим.

4. Филипп VI де Валуа, король Франции в 1328-1350 годах.

5. Тамбурин — испанский бубен. Представлял из себя плоский барабан с металлическими бубенцами по периметру.

6. Виела — струнный смычковый инструмент, предок скрипки.

7. Яхонт — драгоценный камень красного цвета.