Глава 113

Об осаде Санлиса, устроенной эрменьяками, каковую мессир Жан Люксембургский сумел снять, не испытав при том поражения

В месяце феврале, вышеназванного же года, Бернар д’Эрменьяк, Ремонне де ла Герр, Танеги дю Шатель Кривой 1, Таннеги Барбазан 2 и все прочие капитаны, в те времена принадлежавшие к партии, выступавшей против благородного герцога Жана отправились в поход. И засим же, в Париже и прочих местах раздобыв пушки и бомбарды, направлением своим избрали Санлис, каковой город обложили осадой со всех сторон, при том что воротам, стенам, домам и также добрым горожанам нанесен был великий ущерб, однако же капитан, бастард де Тиан вкупе со своими латниками и также добрыми горожанами тому противодействовал и защищался весьма отважно, и посему осада продолжалась в течение десяти недель, и вслед за чем в воскресенье, что пришлось на середину поста, и каковое же выпало на VI день марта сказанного же года, монсиньор Жан Люксембургский, собравший вокруг себя пикардийцев, в числе столь великом, столь то возможно было разыскать в приграничных гарнизонах, сир де Лилль-Адам и также иные в таковой же день явились туда в добром порядке, горя желанием вступить в сражение и тем снять таковую же осаду, или же врагам своим нанести поражение, при том, что осаждающие отнюдь не стали дожидаться их появления, и оставили лагерь свой столь поспешно сколь то для каждого из них было возможно, едино желая избежать такового сражения, тогда как добрый капитан, для того употребив всех людей, при нем бывших, следовал за ними по пятам, и так что уходу таковых же [эрменьяков] сопутствовал великий грабеж, и захвачена была огромная добыча. И вслед за тем эрменьяки возвратились в Париж, так и не вступив в сражение, при том, что за все время, сколь тянулась сказанная же осада, сказанный же сир де Лилль-Адам от людей, бывших на стороне герцога Жана, весьма хорошо вызнал о положении, в каковом обретался Париж, и посему задержал при себе часть таковых латников, явившихся дабы снять осаду, и часть из них оставил за городскими стенами, а другую же часть – в приграничье, ибо в точности был осведомлен о моменте, дне, и часе, когда открыты будут ворота Сен-Дени 3.


Комментарии

1. Таннеги III дю Шатель (1369-1449) — происходил из древнего бретонского рода, военную карьеру начал в 1404 году совершив набег на английский город Дармут. В 1410 году в Риме дю Шатель командовал войсками Людовика II Анжуйского, по возвращению во Францию поступил на службу к дофину Людовику, который назначил его на пост маршала Гиени. В 1415 году дю Шатель сражался в битве при Азенкуре, затем назначен камергером Карла VI и прево Парижа. В 1417 году Таннеги назначен на пост коменданта Бастилии, после захвата Парижа бургиньонами Таннеги последует за дофином Карлом, выступая против мира с герцогом Бургундским. К чему относится определение Кривой — не ясно. Возможно — описка автора или переписчика.

2. Автор ошибается. Речь идет об Арно Гийоме де Барбазане (1360-1431) — лучшем полководце анжуйского дома и камергере дофина Карла VII. В будущем Барбазан станет комендант Мелена, будет сдерживать английские войска Генриха V до последнего, после чего, его как пленника отправят в Шато-Гайяр. Будет освобожден Ла Гиром. Причем этот "последний рыцарь" откажется выходить из камеры, потому что дал слово. И Ла Гиру придется срочно разыскивать коменданта, чтобы его от этого слова освободить.

3. Некий Перрине Леклерк — сын торговца скобяным товаром, с подельниками, вступит в сговор с бургундцами и незаметно, ночью, вытащит из-под подушки у своего отца (состоявшего в ополчении) ключи, распахнув затем ворота врагу. Стража у ворот Сен-Дени была либо подкуплена, либо также состояла в сговоре. А сам начальник стражи, Жан Орлеанский (брат Карла Орлеанского), накануне захвата города проведя весь день с раннего утра на ногах, лег спать и был без промедления пленен. Позднее его выкупит брат Филипп.