Англия. В последнее время, английское министерство, частью под давлением угрожающего оборота суданских событий, а отчасти вследствие правительственного решения усилить боевые средства Индии, приняло ряд мер к поднятию годности и готовности британской армии. Меры эти представляют ценный материал для определения современного состояния вооруженных сил Соединенного королевства и с этой точки зрения заслуживают внимательного рассмотрения.

Нынешнее устройство английской армии было определено, как известно, в 1881 г. Если выполнение организации 1881 г. считать совершившимся фактом, то состав английской армии будет таков: пехота: гвардейская бригада, три полка, или семь действующих и четыре милиционных баталиона; 68 армейских полков, из которых 56 по два действующих и по два милиционных баталиона, восемь полков — по два действующих и по три милиционных баталиона, два полка — по два действующих и по четыре милиционных баталиона, полк — четыре действующих и пять милиционных и полк — один действующий и один милиционный баталион; стрелковая бригада: четыре действующих и пять милиционных баталионов; всего пехоты: 148 действующих и 159 милиционных баталионов; кавалерия: 31 действующий кавалерийский полк и 39 милиционных полков; [204] артилерия: 105 полевых и 96 крепостных действующих батарей и 196 милиционных батарей; инженерные войска: 38 инженерных рот и отдельный телеграфный корпус постоянной армии и три милиционных инженерных полка.

Войсковые части постоянной армии должны содержаться не в одинаковом численном составе; баталионы пехоты должны иметь, не считая офицеров и унтер-офицеров: гвардейские по 744 человека, армейские: 12 по 950 челов., четыре по 850 челов., 70 по 800 челов., четыре — по 650 челов., восемь - по 500 челов. и 43 — по 480 челов.; из 31 полка кавалерии, три гвардейские должны иметь по 275 коней, 15 армейских полков по 400 коней и 13 армейских по 300 коней; артилерия, по отношению к численному составу, равным образом должна разделяться на несколько груп; в полевой артилерии, 52 ездящих батареи должны иметь по 145 рядовых и 86 лошадей, следовательно в каждой из этих батарей должно находиться по шести запряженных орудий и по шести запряженных ящиков; 13 ездящих батарей второй групы должны иметь по 145 чел. и по 74 лошади, следовательно каждая из батарей запрягает шесть орудий и три зарядных ящика; для остальных ездящих батарей принят состав по 100 челов. и 46 лошадей в каждой. Из 26-ти конных батарей, девять батарей должны иметь по 146 рядовых и по 162 лошади, т. е. все орудия и зарядные ящики запряженными, восемь батарей — по 151 рядовому и по 104 лошади и остальные батареи — по 109 рядовых и 72 лошади. Наконец, число рядовых в инженерных ротах должно составлять по 119 челов. в каждой.

Войска постоянной армии распределены, как известно, между Англией, Индией и колониями. При нормальных условиях должно находиться: в Англии 78 баталионов пехоты, 22 полка кавалерии, 57 полевых батарей и 26 инженерных рот; в Индии: 50 баталионов пехоты, девять полков кавалерии и 48 полевых батарей; в колониях: 20 баталионов пехоты. Все баталионы, находящиеся в Индии и колониях, должны иметь по 800 рядовых и, кроме того, поставлено необходимы условием, чтобы каждый из них имел на родине парный баталион своего полка, который доставлял бы ему укомплектование. Из списка численного состава войсковых частей видно, что такое число баталионов в составе 800 рядовых предусмотрено организацией. Кавалерийские полки, находящиеся в Индии, положены в составе 400 коней, следовательно должны браться из той групы в 15 полков, которым присвоен этот состав. Равным образом, артилерия посылаемая на колониальную службу, должна иметь [205] запряженными все орудия и зарядные ящики; таких батарей по организации должно быть 61, следовательно более, чем нужно для покрытия нормальных требований колониальной службы. В виду всего сказанного и оставаясь исключительно на теоретической почве, следует заключить, что организация 1881 г. вполне гарантирует достаточную боевую готовность во всех войсковых частях, несущих при нормальных условиях службу в Индии и колониях.

За выделением гарнизонов Индии и колоний, в Англии, как видно из приведенного выше списка, должно оставаться еще известное число войсковых частей всех родов оружия в сильном составе, обеспечивающем за ними значительную боевую готовность. Части эти следующие: 12 баталионов по 950 рядовых, четыре баталиона по 850 рядовых и семь баталионов по 744 рядовых; шесть кавалерийских полков по 400 коней; 18 ездящих батарей по 145 рядовых и 86 лошадей и восемь конных батарей по 151 рядовому и 104 лошади. По организационному плану 1881 года эти войсковые единицы должны, прежде всего, гарантировать правильную смену войск, находящихся на заграничной службе, и, затем, обеспечивать военному министерству быстрое формирование армейского корпуса в составе военного времени, не прибегая к призыву резервов. Этот всегда находящийся наготове корпус должен состоять из 21 баталиона пехоты, шести полков кавалерии, 18 ездящих и четырех конных батарей, следовательно, при установленных штатах, организационный план мог вполне считать формирование корпуса стоящим вне случайности, тем более, что для этой цели назначалась также и часть гарнизонов Средиземного моря. В состав 1-го армейского корпуса должны были входить: три гвардейских баталиона, имевших по 774 рядовых, 12 армейских баталионов, которым было назначено по 950 рядовых; шесть баталионов из числа расположенных в Гибралтаре, на Мальте и Кипре, стало быть содержавшихся в составе 800 рядовых каждый; все шесть кавалерийских полков, имевших по 400 коней, и 17 батарей из числа 21, полагавшихся в полном составе. Затем, в Англии в более или менее сильном составе оставалось восемь баталионов и четыре батареи, которых тоже можно было послать за границу, не мобилизируя резервов. Таким образом, организационный план 1881 г. был основан на том, чтобы из общего числа войсковых частей постоянной армии можно было послать на театр военных действий, пополняя части людьми депо, но не призывая под знамена резервов: 93 баталиона пехоты, 15 полков кавалерии и 82 батареи полевой артилерии. Только в том случае, если обстоятельства потребовали бы [206] привлечь к участию в военных действиях остальные 55 баталионов, 16 кавалерийских полков, 23 батареи полевой артилерии, всю крепостную артилерию и все инженерные войска, военное министерство должно было прибегнуть к резервам.

Приведенные данные показывают, что организационный план 1881 года стремился дать английской армии значительную боевую годность и готовность. Если армия Великобритании оставалась несравненно малочисленнее армий европейских континентальных держав, то, взамен того, большая часть ее войсковых частей была всегда наготове двинуться на театр военных действий, и военное министерство по справедливости считало это условие обязательным для колониальной армии. Когда г. Чайльдерс, защищая в палате общин выработанный военным управлением организационный план, особенно настаивал на этом обстоятельстве, то все компетентные люди признавали справедливость его слов. «Необходимо, говорил бывший министр, сделать армию готовой к тем экспедициям, к тем второстепенным войнам, которых нельзя избежать, как это доказывает история последних десяти лет. Если мы будем поставлены в необходимость вести большую войну, мы можем, разумеется, призвать под знамена резерв армии; мера эта вольет в ряды войск до 25,000 обученных нижних чинов, не говоря о людях, которых может доставить резерв милиции. Наши баталионы, расположенные внутри страны, легко могут быть, таким образом, доведены до состава военного времени и изготовиться к немедленному вступлению в кампанию; но нам нужно, равным образом, быть наготове относительно событий несравненно менее значительных; в этом состоит одна из целей реформы, предлагаемой мною на одобрение палаты».

При строгой определенности задачи, которую поставило себе военное министерство, и при широкой свободе в средствах, достижение намеченной им цели можно было считать вполне обеспеченным.

Спустя год после того, как биль о реформе получил силу закона, новая организация подверглась боевому испытанию. 8-го июля 1882 года было приказано изготовить экспедиционный корпус для отправки в Египет. Сделанное перед тем заявление военного министра, что реформа 1881 г. стала совершившимся фактом, давало полную уверенность в беспрепятственном выполнении правительственного решения. Однако, на деле, как известно, оказалось иначе. Египетский экспедиционный корпус имел 21 баталион, 30 эскадронов, 90 орудий и семь инженерных рот, следовательно лишь на шесть эскадронов превышал состав 1-го армейского корпуса, [207] полагавшегося наготове. Между тем, из войск, расположенных в Англии и на станциях Средиземного моря, было послано только 16 баталионов, 18 эскадронов, 72 батареи и шесть инженерных рот; остальные войска доставила Индия. Уже отправка в Египет англо-индийского контингента являлась нарушением системы, так как 1-му корпусу с тем и дана была боевая готовность, чтобы не посылать в экспедиции вне Индии и колоний войска, там расположенные. Затем, числительность войсковых частей, отправленных из Англии, была настолько не велика, что пришлось призвать под знамена до 10,000 резервистов и частью зачислить их в части, частью употребить на организацию пополнения ожидаемой убыли. Тем не менее, число строевых чинов английского контингента не превышало 16,000 человек, в то время, как их должно было бы быть 19,200 человек. В результате оказалось, что большинство войсковых частей, остающихся на родине, было дезорганизовано, была призвана часть резервов и все-таки экспедиционный корпус отплыл в Африку далеко не в составе военного времени. Старая история, хорошо знакомая по афганской войне 1878 г., по войне с зулусами и боерами, повторилась и на этот раз.

Необходимость иметь английский гарнизон в Египте заставила предъявить армии новые требования. Обычная дислокация войсковых частей изменилась. В конце 1882 г. в Египте было расположено 12 баталионов пехоты, два кавалерийских полка, четыре полевых и две крепостных батареи и три инженерных роты. Все эти войска были взяты из Англии, разумеется, из состава 1-го армейского корпуса. В 1883 г. было признано возможным уменьшить состав египетского гарнизона, так что на 1884-1885 гг. Финансовый год его численность была определена в 7,500 человек. Угрожающий оборот суданского восстания нарушил, однако, первоначальные расчеты военного министерства, и уже с средины прошлого года в Египет стали отправляться значительные подкрепления. Перед падением Хартума в Египте и Судане находилось 1272 баталионов пехоты, два полка кавалерии и две полевых батареи, всего 16,400 человек. Вместе с тем, приготовления к экспедиции в страну бечуанов заставили еще в конце прошлого года усилить нормальный состав гарнизонов южной Африки (четыре баталиона пехоты, полк кавалерии, две батареи и две инженерные роты) двумя баталионами, кавалерийским полком и двумя горными батареями.

Все эти требования от армии, само собой, не должны были благоприятствовать выполнению ее новой организации. Привлечение на службу [208] резервистов сделалось хроническим явлением. К концу прошлого года из состава резерва было взято 1,359 человек. Военное министерство попыталось покрыть увеличивавшиеся требования усиленным пополнением армии. Накануне реформы, в 1880 году, было завербовано 25,622 челов.; в год реформы контингент возрос лишь незначительно, до 26,258 челов.; в год египетской экспедиции цифра завербованных значительно понизилась, до 23,802 челов., но уже в 1883 году, когда соответствие между действительным состоянием армии и предъявляемыми от нее требованиями резко обнаружилось, ежегодный контингент новобранцев сразу поднялся почти на 10,000 челов., достигнув 33,096 челов. Рост контингента продолжался и в прошлом году, когда было завербовано 35,653 чел., следовательно на 2,557 челов. более, чем в предшествовавшем году. Большая часть прибавочного контингента поступила на укомплектование специальных родов оружия и, по официальному отчету, в этом отношении были достигнуты настолько удовлетворительные результаты, что к 1-му января текущего года численность кавалерии превышала штатную цифру на 519 челов., а действительный состав артилерии был многочисленнее штатного на 910 человек. В пехоте, правда, штатный состав оставался непополненным в течение всего прошлого года; к 1-му января в войсках этого рода оружия не доставало 5,812 челов., а к 1-му мая недочет возрос до 8,193 челов., и хотя к концу года он понизился до 2,942 челов., но так как из 5,351 челов. вновь поступивших 1,359 челов. были взяты из резерва, то действительный прирост рекрут в пехоте равнялся 3,882 чел. При всем том, приведенные цифры не оставляют сомнения, что затруднения, испытываемые военным министерством при удовлетворении различных требований колониальной службы, проистекают не от недостатка людей, что штаты армии, в общем, заполнены, что причину боевой неготовности войсковых частей следует искать не в их малой численности, а в других обстоятельствах.

После падения Хартума генерал Уольслей потребовал новых подкреплений и было решено сформировать в Суакиме второй экспедиционный отряд значительной численности. Для этой цели были посланы: из Англии и станций Средиземного моря: три баталиона гвардейской пехоты, по 32 офицера и 800 нижних чинов в баталионе; три баталиона армейской пехоты, в среднем по 21 офицеру и 790 нижних чинов в баталионе; четыре эскадрона кавалерии, 22 офицера и 440 лошадей; конная и две крепостных батареи; две роты инженерных войск, по шести офицеров и 170 нижних чинов; [209] телеграфная и воздухоплавательная команды, войска вспомогательного назначения, всего 306 офицеров, 7,294 нижних чинов и 1,033 лошади; из Индии: три нолка туземной пехоты, полк туземной кавалерии и туземная саперная рота, всего 47 офицеров, 3,164 нижних чинов и 549 лошадей; из южного Уэльса: баталион пехоты и артилерийская команда, 900 человек. Как состав суакимского экспедиционного отряда, так и способ формирования составляющих его частей представил новый материал для освещения вопроса о современном состоянии британской армии.

В состав суакимского экспедиционного отряда собственно из Англии нужно было отправить около 6,000 человек строевых. По официальным данным, численность английской постоянной армии на 1884-1885 финансовый год была определена в 191,705 строевых офицеров и нижних чинов. Выше мы видели, что, в общем, действительный состав армии мало отличался от штатного. Когда генерал Уольслей потребовал подкреплений, то в Индии находилось до 60,000 английских войск, в колониях до 25,000 челов., в Египте до 16,000 челов. и в Великобритании до 90,000 человек. Располагая таким количеством свободных людей, военное министерство, казалось бы, не должно было встретить никаких затруднений в отправке требуемых 6,000 человек. Между тем, после продолжительных совещаний было решено послать из Англии только 3,000 челов., а остальные 3,000 челов. взять со станций Средиземного моря. В Суаким отправились три баталиона гвардейской пехоты и кавалерийский полк. По составу эти части были сборными; гвардейские баталионы были пополнены людьми остававшихся на родине четырех гвардейских баталионов; для сформирования кавалерийского полка были взяты люди частью из гвардейских, частью из армейских кавалерийских полков; таким же порядком был сформирован и «верблюжий отряд». Баталионы армейской пехоты, посланные со станций Средиземного моря, имели весьма разнообразную численность, колеблющуюся между 700 и 850 челов. При всем том, военное министерство сознавало необходимость найти замену отправляемым в Суаким войскам и приняло новые исключительные меры. Королевское повеление от 6-го февраля разрешило военному министру призвать под знамена такое количество милиционных войсковых частей, которое он сочтет нужным, и вместе с тем было приостановлено перечисление в резерв нижних чинов артилерии, инженерных войск, обоза, продовольственного и санитарного ведомств, а равно тех пехотных и кавалерийских полков, которые находились в Египте, на станциях Средиземного моря и в [210] южной Африке. Основываясь на этом повелении, военный министр призвал под знамена шесть баталионов и две батареи милиции.

Английская военная печать была глубоко взволнована теми крайними нарушениями организации армии, которые министерство принуждено было сделать в начале февраля текущего года. «Не поразительно ли, — спрашивала «The Admiralty and Horse Guards Gazette», — что нация, по существу своих териториальных владений обязанная содержать наготове войска для ведения экспедиций, что нация, тратящая ежегодно около 16.000,000 фунтов стерлингов на содержание 190,000-ной армии, была поставлена в затруднительное положение, когда ей пришлось выбрать 6,000 человек из числа 90,000 обученных военной службе людей. В чем причина этого явления? По нашему мнению, в придуманной лордом Каруэлем системе пополнения армии и в коротких сроках службы. По этой системе в войска поступают юноши в 18 лет и даже моложе, которые, прослужив шесть лет, переходят в резерв. Таким образом, в шестилетиий период 190,000-ная армия вполне меняет свой состав; на сверхсрочную службу остается лишь незначительное число людей. Вследствие этого, численность ежегодного контингента должна быть не менее 81,000 человек. В виду невозможности посылать на службу в Индию и колонии юношей, еще не достигших 20-ти лет, выходит, что по крайней мере 62,000 человек принадлежит к категории людей, еще не развившихся до годности к полевой службе за границей, и в том числе 31,000 человек, пробывших на службе менее года; следовательно 2/3 наличного состава каждого полка, еще остающегося в настоящее время на родине, не годятся для заграничной службы. Вследствие этого и было решено послать в Египет 3,000 человек со станций Средиземного моря, а на замену им доставить сборные баталионы, составленные из годных к заграничной службе людей различных армейских полков и резервистов».

Текст воспроизведен по изданию: Иностранное военное обозрение // Военный сборник, № 6. 1885

© текст - Недзвецкий В. 1885
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1885