Экспедиция Агличан против Египта.

Британский Кабинет не оказывал ни в какую войну такой деятельности и напряжения, как в последнею. Недавно еще видели мы Аглинский флот, разъезжавший пред Константинополем и устрашивший появлением своим всех жителей [221] помянутой обширной столицы. Между тем одна часть сего флота отделилась и взяла при Тенедосе под прикрытие свое множество Аглинских перевозных судов, на которыя в Ярмуте посажено 20 тысячь человек высадного войска, а другая половина разъезжала при Дарданеллах, отрезывая подвоз съестных припасов и прочих потребностей в Константинополь, и не пропуская в Канал никаких кораблей, ниже выпуская их из онаго.

Неожиданное влияние Французского Посланника Себастиани на нынешнюю Политику Оттоманской Империи, совершенно склонившуюся в пользу Франции, облегчает Британцам учинить завоевание, к которому они давно уже имели склонность, но только не находили к тому никаких достаточных побудительных причин.

Теперь же, когда сам Диван объявил себя явным врагом Англии, Британцы, заперев Турецким кораблям собственные их гавани, пустились со флотом своим в Египет, прежде нежели Кабинет Константинопольской мог узнать о том, и в непродолжительном времени овладеют оным.

Экспедиция против Египта назначена действительно давно уже, а произведение оной в действо последовало тотчас после политических разбирательств, [222] случившихся между Британским Послом Арбутнотом и Диваном. Что оная не может быть безуспешна, в том нет ни малейшаго сомнения, поелику Англия имеет множество доброжелателей и приверженцов своих в Каире, Александрии и почти во всем Египте; сколь же важно завоевание сие для самой Британской торговли, в том никто не усомнится при теперешнем владычестве на морях сей Державы.

Изо всех земель на нашем Шаре Китай и Египет суть самые превосходнейшия страны по причине стечения выгод, превышающих почти силу воображения. Египет есть главный перешеек земли; обливающие же его моря как-бы приневоливают к объезду целой Африки. Он есть вместе застава и переход между Африкою и Азиею. Он есть точка стечения с одной стороны всеобщей торговли в Индию, а с другой в Европу (Агличане, как разчетистые купцы, ничего не делают без выгод. Экспедиция в Египет, Буэнос-Айрес, Ост-Индию, на мыс Доброй Надежды и проч. Приносит им чистой барыш; а что бы мы выиграли (спросил один простодушный Британец) при Колберге, или Данциге?). Он есть наконец наблюдательное око Областей около-лежащих; цветет среди своих степей и отличается почти неимоверным плодородием и населением. [223]

Известно, что в древние времена Египет служил житницею для Римской, в новейшие же времена для Оттоманской Империи, и был материю Наук, которыя перешли оттуда в Грецию; он соединял в себе чудеса Природы и Искусства, которым, по прошествии толь многих веков, еще и теперь удивляются. Вероятно, что Турецкая Империя падет в войне с Россиею, к чему присовокупились еще возмущения некоторых Пашей. Хотя же с одной стороны и объявлены публично дружба и покровительство Мусульманам; но по ходу всех дел видеть можно, что та сторона при первом удобном случае — ежели удастся ей ворваться с войсками своими во внутренность Турецкой Империи — не преминет присвоить себе лучшую часть сей Монархии.

Россия, которая еще в прежние войны владела Молдавиею, Бессарабиею и Валлахиею, ныне, для собственной своей безопасности, за нужное почла ввести войска свои во владения Оттоманской Империи, по причине позорно нарушенных Диваном трактатов. Она учинила уже до сих пор там весьма важные завоевания!

Австрия, которой теперешняя недеятельность, между тем как все горит вокруг ее, покажется всякому непонятною, Австрия подоспеет также к полному [224] разделу Турции естьли не с мечем в руках, по крайней мере с древними своими притязаниями, и уповательно получит ближайшия к ней Турецкия Области.

Таково быть может следствие сей экспедиции! Как скоро Агличане овладеют Александриею: то в след за тем могут достаться им соседственные с помянутою гаванью берега Сирии, также острова Кипр и Кандия; ибо Турки, при своей слабости, не могут сопротивляться им на море, или послать значущее число сухопутного войска в Египет, замешавшись в войну с самым страшным для них неприятелем Россиею.

Текст воспроизведен по изданию: Экспедиция агличан против Египта // Политический, статистический и географический журнал или cовременная история света, Часть 2. Кн. 3. (Июнь). 1807

© текст - ??. 1807
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Baccy. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ПСГЖ. 1807