Китай.

В конце октября минувшего года были назначены большие китайские маневры недалеко от столицы, в которых должны были принять участие части «новых» дивизий. Никто в начале месяца не мог предвидеть, что маневрировать придется на совсем другом театре и притом — с боевыми патронами. Новые китайские войска получили боевое крещение, и особенно интересным является для нас вопрос, как они его выдержали и какие свойства обнаружила новая китайская армия в бою? Если судить по свидетельству очевидцев европейцев, в большом числе присутствовавших в Ханькоу при столкновении правительственных войск с войсками инсургентов, то ходячая легенда о том, что китаец негоден в солдаты и что китайская армия не может считаться серьезным противником, потребует поправки.

Как известно, главным очагом восстания в начале оказалось среднее течение р. Янтце-Кианга при впадении в него с севера р. Хань, где расположены три важных больших города — Учан, главный город провинции Хубей, на правом берегу Янтце-Кианга, и на левом его берегу Ханькоу и выше его Ханьянг, отделенные один от другого р. Хань. К Ханькоу ведет железная дорога из Пекина.

Восстание было для китайского правительства совершенно неожиданным; оно сопровождалось переходом большой части 8 дивизии, занимавшей Учан, на сторону инсургентов, главный начальник которых генерал Ли-хуан-тунг в этих войсках приобрел ценное ядро для образования своей армии, большая часть которой состояла из не получивших военной подготовки добровольцев. Склады оружия и арсенал в Учане и Ханьянге послужили для вооружения и снаряжения этой импровизованной армии. В первый день столкновения под Ханькоу 18 октября н. с. оставшимся верными правительству войскам с наскоро высланным с севера полком удалось удержаться в северной части города, но затем численное превосходство и энергичное наступление противника заставили их постепенно очистить город и отступить на расстояние до 60 верст к северу от него, пока происходил правильный подвоз с севера по железной дороге подкреплений и запасов по распоряжению военного министра Ин-чанга. Когда окончилось сосредоточение двух дивизий, 2-й из Паотингьфу и 4-й из Тянь-цзина, всего около 20,000 тысяч человек с 30 орудиями и 48 пулеметами, правительственные войска вновь перешли в наступление, [197] тесня инсургентов, и 27-го, 28-го и 29-го октября нового стиля под Ханькоу произошел решительный бой, окончившийся занятием города и преданием огню его китайского квартала.

Хотя сведения об этом бое еще очень отрывочные и неполные, однако описания его находим во многих органах печати, China Gazette, Ostasiatischer Lloid, Vossische Zeitung, Mititar Wocheublatt и др. Особенно ценным является отзыв в последнем журнале германского офицера капитана Блейхефера, состоящего инструктором в Пекине, следившего за подготовкою операции и получившего сведения о бое от очевидца соотечественника из Ханькоу.

Подготовка операции, сосредоточение войск и запасов, по линии железной дороги Пекин — Ханькоу произведено было очень целесообразно и тщательно. Перевозились две дивизии и по всей линии дороги, в виду опасности со стороны охватившего повсюду население революционного движения, были расставлены для охраны ее старые «знаменные» войска; близ каждого искусственного сооружения на дороге можно было видеть несколько палаток охранной команды; особенно сильно охранялся стратегически важный мост через большую реку Хуанхе. На всех главных станциях были учреждены должности этапных комендантов и комендантов станций, удачные распоряжения которых капитан Блейхефер имел случай лично наблюдать в г. Паотингьфу; в этом месте был организован продовольственный пункт; с подходом каждого воинского поезда на платформе перед каждым вагоном были установлены столы на козлах с котлами горячего чая, который солдаты черпали своими алюминиевыми котелками; здесь же им выдавались дневные порции; лошадей водили на водопой к заранее приготовленным пунктам; безмолвно и спокойно протекала работа на продовольственном пункте. Только в самом начале произошла небольшая задержка в подвозе продовольствия, затем он во все время операции был правильный, также как и подвоз боевых припасов.

В трехдневном бою под Ханькоу правительственными войсками командовал генерал Ванг, инсургентами генерал Хванг-Хсин. Числительность участвовавших в бою войск определить очень трудно; с одной стороны принимали участие главным образом 2-я дивизия и часть 4-й дивизии, но далеко не в полном составе, так как пришлось оставить значительные силы для охранения тыла; по-видимому на северной стороне можно считать 10-12,000 человек. Что касается инсургентов, то у них в бою принимали участие ядро в 4,000 обученных солдат и от 4,000 до 6,000 добровольцев. [198]

Правительственные войска имели серое обмундирование защитного цвета, хорошо соответствовавшее серому тону местности; инсургенты были одеты в темные мундиры, взятые из складов Учана. Английские источники обозначают обе стороны названиями graycoats и blackcoats. В некоторых отношениях войска инсургентов находились в менее благоприятных условиях: среди них было много не получивших военной подготовки добровольцев, и очевидцы говорят, что нередко офицерам приходилось саблями бить по ногам залегших стрелков, чтобы заставить их идти вперед; да и офицеров у них было мало, а среди них находилось много юнкеров военных училищ, которые только в ночь с 9 на 10 октября, когда вспыхнуло восстание, были произведены в поручики, капитаны, а иные и в полковники. Полевая артилерия их также была хуже, чем у противника, и состояла из 5,7 см. орудий, тогда как батареи правительственных войск были 7,5 см.; к тому же снаряды инсургентов были снабжены плохими трубками и часто не разрывались. Правда с их стороны в бою принимали участие крепостные орудия фортов Учана и Ханьянга, но это были орудия, уже не стрелявшие лет десять; кроме того, стрельбе из них мешали иностранные концессии и иностранные суда, в которые инсургенты боялись попасть. Что касается китайского флота, то в начале правительственным войскам помогало 7-8 малых крейсеров, кононерских лодок и миноносцев адмирала Саха, но позднее часть их перешла на сторону инсургентов, и в боях 27-29-го октября близ Ханькоу появились только суда инсургентов, а адмирал Сах перестреливался ниже по реке с батареею к востоку от Учана.

Бой 27, 28 и 29 октября происходил постепенно за три позиции к северу от Ханькоу; в первый день у железнодорожной станции в 10 километрах от города, которую северная сторона сильно укрепила и заняла, причем инсургенты поставили свои батареи на правом берегу р. Хань; во второй день северная сторона продвинулась до ипподрома, а в третий — бой происходил за городскую железнодорожную станцию, причем инсургенты неоднократно пытались перейти в наступление, но каждый раз были отброшены; войска северной стороны постепенно подошли и к китайскому кварталу города, пробираясь от одного дома к другому и поджигая дома керосином; вскоре весь квартал запылал, инсургенты очистили город и отступили в Ханьянг. Очевидец так рассказывает о наступлении правительственных войск; руководство армиею было хорошее; цепи подвигались вперед, искусно применяясь к местности, как на маневрах, без толчков или заминок и не обращая внимания на потерю; наконец, они прямо [199] набросились на пулеметы противника. Отдельные люди стреляли спокойно, целились не торопясь и слушались команд и указаний офицеров (инсургенты уверяют, что капитан Блейхефер сам находился при правительственных войсках, хотя он это отрицает). Артилерия северной стороны стреляла хорошо.

Потери инсургентов были значительные и исчисляются приблизительно в 1000 убитых и 2000 раненых; последние получали медицинскую помощь в европейских концессиях, где были открыты отделения Красного Креста. Потери правительственных войск оцениваются всего в 1000 человек. С особенной похвалой очевидец отзывается о частях 2-ой дивизи и из Паотингьфу.

В источниках находим также эпизод из действия флота — двух судов инсургентов. В 5 часов утра крейсер «Хай-юнг», построенный в 1898 г. в Штеттине, стал подниматься с востока вверх по реке полным ходом, неся революционный флаг (белый, с красным в углу квадратом, посередине которого белая звезда) мимо батарей правительственных войск, которые однако не стреляли, приняв его за иностранное судно; но огонь 7,5 см. орудий, даже с дистанции 600 м., едва ли повредил бы его 3 д. броню. Вскоре по тому же направлению показался небольшой миноносец и тут батареи открыли усиленный огонь; они пристрелялись к месту впереди судна, но это заметили с миноносца, уменьшили ход и когда все четыре орудия батареи выстрелили, сразу дали полный ход, стараясь быстро пройти опасное место. Однако последовал выстрел и снаряд, казалось, прошел через середину миноносца, но он вероятно прошел под ним, потому что это судно сидит очень неглубоко. Миноносец прошел мимо концессий и остановился у пристани; он вероятно привез инсургентам важные депеши; видно было, что он все же немного пострадал от огня, так как люди черпали воду и в одном месте тушили пожар. Между тем крейсер вышел навстречу миноносцу и опять прошел мимо неприятельских батарей, которые на этот раз открыли по нему огонь; он отвечал из 15 см. орудий; по-видимому в него попало также 5 снарядов, не причинивших однако крейсеру большого вреда. При ударе одного снаряда весь крейсер окутало дымом и зрители полагали, что снаряд попал в котлы, но судно безостановочно продолжало путь.

Потери войск от огня крейсера вероятно были значительны; во всяком случае моральное действие его появления на реке выразилось ликованием инсургентов в Ханькоу.

В конце своих заметок капитан Блейхефер говорит, что если китайские войска уже теперь показали себя способными вести современный бой, то качество их значительно улучшится, когда все [200] офицеры будут состоять из лиц, прошедших военные училища и с малолетства получивших военную подготовку, а также, когда ими из армий будут вытеснены элементы, сохраненные в ней пока лишь за неимением лучшего.

Нужно отметить то благоприятное для молодой китайской армии обстоятельство, что боевое крещение она могла получить в борьбе с противником, который был слабее ее, и таким образом первый боевой опыт увенчался успехом.. Б.

Текст воспроизведен по изданию: Иностранное военное обозрение // Военный сборник, № 1. 1912

© текст - ??. 1912
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
©
OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1912