ИНОСТРАННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В Китае вспыхнула междоусобная война между северными и южными провинциями, или между «президентом республики», пребывающим в Пекине, и его противниками, имеющими свой центр в Шанхае. Параллельно с этими внутренними замешательствами продолжается политический кризис в отношениях между Россиею и Китаем по поводу признанной нами автономии Монголии. В газетах от 3-го июля было напечатано по этому предмету весьма пространное официальное сообщение, из которого считаем нелишним привести вступительную часть и заключение.

Тридцатого минувшего июня российский посланник в Пекине сделал от имени Императорского правительства китайскому министру иностранных дел заявление нижеследующего содержания.

«Приступив к переговорам по монгольскому вопросу, Императорское правительство с полной определенностью дало донять китайскому правительству, что в основание этих переговоров, оно кладет те принципы, которые установлены русско-монгольским соглашением и протоколом 1912 г., а именно — сохранение юридической связи между Китаем и Монголией и предоставление последней, на основе достигнутого ею национального объединения, полной автономии, в частности — права иметь свою администрацию и содержать собственное войско, с недопущением китайской колонизации ее земель. Мы и затем неоднократно указывали, что не можем отступить от этих принципов, как потому, что, на нашему убеждению, лишь при их соблюдении монгольский вопрос [398] перестанет быть источником недоразумений между Россией и Китаем, так и потому, что мы связаны обязательством перед Монголией обеспечить за него означенные преимущества...

«Однако, правительство самым положительным образом подтверждает, что оно в принципе отнюдь не отказывается от мысли о желательности дружески урегулировать спорный вопрос, и готово немедленно возобновить переговоры, если только получит уверенность в том, что взгляды России и Китая на способы разрешения монгольского вопроса в основных чертах совпадают, давая надежду на возможность практически разграничить их обоюдные интересы на этой почве.

«Для этой цели, по мнению Императорского правительства, лучше всего мог бы служить обмен взаимных заявлений, определяющих общую точку зрения обоих государств на направление этого вопроса. Основное содержание этих заявлений сводилось бы к нижеследующему:

«Китай признает автономию Монголии (за исключением областей, входящих в состав внутренней Монголии) и права, вытекающие из нее для названной страны.

«Россия признает сюзеренитет Китая над Монголией и связанные с этим положением права.

«Китай изъявляет готовность принять добрые услуги России для установления своих взаимоотношений с монгольским правительством, при чем в основу будут положены начала, нашедшие выражение в русско-монгольском соглашении и протоколе 21 октября 1912 г. Вопросы, затрагивающие интересы России и Китая в Монголии и вызванные новым положением вещей в этой стране, послужат предметом последующего обсуждения между обоими правительствами.

«В заключение Императорское правительство считает долгом указать, что до установления какого-либо соглашения с Китаем, оно будет всецело определять свои отношения к Монголии, как это было и до последнего времени, теми соглашениями, которые состоялись с ней, а равно и вытекающими из этих соглашений началами».

Очень может быть, что точка зрения нашей дипломатии по монгольскому вопросу основательна и справедлива, и что она должна считаться обязательной для пекинского правительства; но едва ли своевременно обострять наши отношения с Китаем из-за Монголии в такое время, как настоящее, когда события на ближнем Востоке становятся с каждым днем все более тревожными и запутанными.

Текст воспроизведен по изданию: Иностранное обозрение // Вестник Европы, № 8. 1913

© текст - ??. 1913
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1913