Освящение храма на станции Хайлар Китайской Восточной железной дороги во имя Преображения Господня.

Что значит слово Хайлар? На этот самый обыкновенный и естественный вопрос мне до сих пор никто не дал определенного ответа. По мнению чиновника Министерства Иностранных Дел, вторая часть слова Хайларлар — видоизмененное гар — город, а первая половина хэй совсем неизвестно, что означает. До проведения Китайской Восточной ж. д. Хайлар (город) отличался большим многолюдством; кочевники-монголы раскидывали свои юрты невдалеке от города. Два раза в год бывали ярмарки, на которые съезжались купцы из Пекина, откуда идет караванный прямой тракт на Хайлар около 1000 верст; приезжали и русские из Забайкалья и Приамурья. Ярмарки эти, по словам амбаия, отличались большими оборотами; по характеру торговля была большей частью меновая. Выменивались драгоценные камни, скот, на материи, чай и тому подобное. Очевидно, кочевникам в долинах рек Хайлар, Именгив и Аргуни жилось привольно. С северо-западной стороны Хайлар был закрыт от постоянных ветров и сыпучих песков так называемой священной сосновой рощей, которая как бы дугой обхватывала внизу лежащий город. Но вот появились русские доморощенные культуртрегеры, — и вся картина жизни Хайдара резко изменилась. Монголы скоро поняли, что такое из себя представляют новые соседи, и, понемногу уходя в глубь, отодвинулись теперь от линии на расстояние около 200 вер. Монголы — народ в высшей степени миролюбивый, доверчивый — сразу же начали бессовестным образом эксплуатироваться европейцами, первыми пионерами [4] русской христианской культуры. Монголы откочевали; а после русско-китайской войны и славных походов по Маньчжурии героев этой войны город Хайлар быль занят русскими войсками по праву завоевателя, и только теперь, после русско-японской войны, китайцы настойчиво стали требовать об эвакуации города русскими.

С появлением русских сильно поредела и сократилась площадь священной сосновой рощи. За то природа теперь жестоко мстит просвещенным колонизаторам, нанося с каждым годом все больше и больше песков. Нет сомнения в том, что если не будут приняты своевременно лесонасаждения для защиты, Хайлар погибнет под сыпучими песками.

Климатические условия Хайлара очень суровы: зимой морозы доходяг до 46 градусов; теплых летних месяцев в Хайларе только июнь и июль; уже в августе по ночам начинаются заморозки. Результатом суровости климата являются бесчисленные заболевания ревматизмом, воспалением легких и т. п. Кроме того, Хайлар находится в зоне частых вспышек чумы на скоте и среди людей.

В течение русско-японской войны Хайлар сильно разросся. Появилось бесчисленное множество винных складов. Гнать спирт без акциза — это чуть ли не идеал русского предпринимателя в Маньчжурии. В самом Хайларе торговля по преимуществу мелочная; крупные торговые фирмы имеют только склады в Хайларе, а торговля ведется за несколько сот верст.

В настоящее время хайларская жизнь резко выделяется монотонностью, болотным спокойствием, лишь изредка нарушаемым каким-нибудь случаем самоубийства, крупным проигрышем и т. п. Цель жизни — грубое наслаждение, отсутствие высших интересов, эгоизм и совершенное игнорирование духовных запросов низшего класса, рабочего люда. Наглядной иллюстрацией этого служит история хайларского железнодорожного храма. Этот храм, выстроенный в 1902 году, простоял неосвященным 4 года. Первое время, по рассказам, заправилы общества решили использовать это помещение церкви для сценических целей: танцев и т. п. Долго не могло продолжаться такое использование храма, так как охранники припугнули лицедеев и любителей Терпсихоры очень энергично. Когда же больше нельзя было пользоваться помещением церкви, правда, не вполне отстроенным, для вышеуказанных, благородных целей, тогда пропала и всякая охота к скорейшему окончанию постройки. Уже чрез год в церкви обвалился [5] потолок. Кое-как подняли, поставили несколько рядов столбов, — церковь оказалась загороженной... После долгого ремонта к Октябрю 1905 года церковь приняла свой надлежащий вид.

Железно-дорожный хайларский храм выстроен по известному типу церквей-школ Китайской Восточной ж. д. Неизвестно, чья была идея постройки церквей-школ на ж. д., но факт тот, что редко когда еще случалось, как в данном случае, когда кабинетное измышление дало в жизни такие печальные и непоправимые результаты.

Для строителей же, несомненно, такая идея была на-руку, по русской пословице: «и дешево, и сердито». При составлении проэктов забыли о том, что церкви на линии Кит. Вост. ж. д. должны обслуживать приходские нужды, не считаясь с тем, что церковь занята ежедневно целый день школой. Это ненормальное положение побудило священников К. В. ж. д. в конце 1905 года подать особое заявление г. Управляющему дорогой с ходатайством об отделении школы от церкви. Управление дороги, в принципе признавая мотивировку ходатайства заслуживающею внимания, уведомило, что скоро будет начата постройка отдельных школьных зданий. Хочется верить, что скоро уладится этот вопрос.

Как уже выше было замечено, Хайларская ж.-д. церковь была готова к освящению еще в Ноябре 1905 года, о чем своевременно было доложено Благочинному церквей К. В. ж. д. Но начавшаяся забастовка выбила из нормальной колеи ход дел, вследствие чего это дело — освящение церкви — отсрочилось на неопределенное время. И лишь в Апреле месяце сего года получено было распоряжение отца Благочинного о назначении дня освящения церкви. По соглашению о. Благочинного и причта церкви, днем освящения было назначено 22 Апреля сего года. Это известие произвело радостное впечатление на черный рабочий люд и совершенно холодно и безучастно было принято так называемой интеллигенцией.

Нужно было заранее подготовиться достойно к этому великому и редкому торжеству на далекой окраине. Большую и незаменимую услугу в деле подготовки церкви к освящению оказал помощник церковного старосты, фактический староста-артельщик Филипп Михайлович Крупенин. Больной, с переломленной ногой, с свойственной ему подвижностью и энергией, он взялся за дело подготовки к освящению храма с любовию. Кроме Крупенина, много поработал и с большой пользой смотритель зданий Феофил Николаевич Осташевский. [6]

Прежде всего, на колокольне был сменен крест католической формы на наш православный. По совершении церковного чиноположения, крест деревяный, снаружи оббитый цинковым железом и набронзированный, был водружен на колокольне. Чем-то родным, близким сердцу повеяло на всех принимавших участие в чиноположении церковном. Как только кончилась пасхальная неделя, так и внутри храма закипела работа, прерываемая временно лишь занятиями в школе. Весь храм был окрашен в светло-голубую краску, а стены алтаря окрашены розовым цветом. Сразу стало в церкви светлей, веселей. Престол и жертвенник из орехового дерева были заготовлены гораздо раньше, но ко дню освящения пришлось и их несколько подправить, подчистить. Престол сделан из высушенного ореха, массивный. Между тем, корейцам были заказаны искусственные цветы, а особые мастера готовили несколько десятков сажен гирлянд из сосновой хвои. В четверг, 20-го Апреля, были убраны школьные перегородки и началось убранство храма, как Христовой невесты, к ее священному торжеству освящения. Видимо было, что рабочие с большим удовольствием приготовляли все, что требовалось, работали ночью и не обременялись. Да, с радостию ожидался день освящения. Как чувствовалось тяжело, когда литургия совершалась в неосвященном храме. Как приходилось смущаться, когда прихожанами задавался вопрос: а во имя кого наша церковь?

Большое затруднение испытывалось в организации хора певчих. Все же, были собраны любители, которые — прямо поразительно — начали каждый день устраивать спевки.

По просьбе священника о. Архимандритом было сделано заблаговременно объявление в «Харбинском Вестнике». Кроме того, по всей западной линии причтам церквей, Начальникам гарнизонов были разосланы печатные объявления с приглашением «всех желающих принять молитвенное участие в этом редком и радостном торжестве на далекой окраине нашего дорогого отечества». В Хайларе же местные жители и служащие дороги были уведомлены особыми объявлениями в церкви и расклейкой этих объявлений на всех видных местах.

(Продолжение следует).

Текст воспроизведен по изданию: Освящение храма на станции Хайлар Китайской Восточной железной дороги во имя Преображения Господня // Известия братства православной церкви в Китае, № 32-33. 1906

© текст - С. В. Б. 1906
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Известия братства православной церкви в Китае. 1906